Запреты и предписания
Основные сценарные запреты и предписания, как правило, исходят от одного из родителей (от родителя противоположного пола), а родитель того же пола демонстрирует ребенку, как выполнять запреты и предписания, данные родителем противоположного пола. Допустим, мать пугает уверенное поведение у мужчин и мальчиков, ей нравится в мужчинах теплота и чувствительность. Поэтому она не поощряет проявления уверенности у своих сыновей и приписывает им такие «немужественные» качества, как теплота и чувствительность. Кроме того, выйдя замуж за неуверенного, чувствительного мужчину, она предоставила детям пример в лице их отца.
Запрет и предписание — не единственные орудия воспитания детей. Родители могут дать своему ребенку и разрешение. Разрешение, в отличие от запрета или предписания, не ограничивает поведение человека, а расширяет его диапазон.
Проиллюстрирую сказанное. Вот как вырастить из маленькой девочки красивую женщину (рис. 6). Мистеру Америке нравятся красивые женщины, то есть его Ребенку нравятся красивые маленькие девочки. Он женится на красивой женщине, миссис Америке, и у них рождается дочка. Папин Ребенок говорит Ребенку мисс Америки быть красивой девочкой, а мамин Взрослый учит, как это делать. Миссис Америка умеет одеваться со вкусом и накладывать макияж, она умеет красиво говорить и ходить и учит этому свою дочь.
Надо заметить, что умение быть красивой не зависит от физических данных. Это объясняет тот факт, что некоторые женщины, располагающие физическими атрибутами красоты, некрасивы, и наоборот. Более того, следует заметить, что многие физические свойства, как-то: вес, осанка, состояние кожи и даже черты лица, подвержены влиянию родительских запретов — «наслаждайся едой, а не сексом», «только попробуй меня превзойти», «не будь счастлив», «не будь сильным» и предписаний «ты тощий», «ты слишком высокий» или «ты неуклюжий».
Пример мисс Америки иллюстрирует тот факт, что люди вступают в брак, таким образом создавая «команду по воспитанию детей». Женщина, которую пугает уверенное поведение у мужчин, выходит замуж за неуверенного мужчину, создав, таким образом, команду по воспитанию неуверенных отпрысков мужского пола (см. «Ведьмы, людоеды и проклятия» и «Время решения»).
Поэтому, определяя сценарные запреты и предписания клиента, следует помнить, что рабочей гипотезой для мужчин является «мама говорит тебе, что делать, а папа показывает как», а для женщин — «папа говорит тебе, что делать, а мама показывает как». То, как родитель одного с ребенком пола показывает ему, как следовать запретам и предписаниям, называется программой.
Это правило, как я уже сказал, является всего лишь рабочей гипотезой, то есть, хотя в большинстве случаев оно оказывается верным, из него есть и исключения, поэтому его следует применять с осторожностью.
Это правило чаще оказывается верным по причине жесткого полоролевого программирования, которому подвержены большинство североамериканцев. В культуре, где «мужчины — это мужчины», а «женщины — это женщины», существуют глубоко укоренившиеся предрассудки относительно, скажем, духовно близких отношений между отцом и сыном или возможности матери подавать пример сыну. Когда барьеры между людьми одного и того же пола станут ниже и стереотипы «мужского» и «женского» поведения потеряют прежнюю жесткость, это правило, возможно, и перестанет быть полезным при диагностике сценарных запретов и предписаний человека.
Следующей задачей является определение области приложения и силы запретов. Для этого нужно иметь представление о детях, о развитии ребенка и о том, как происходит воспитание детей. Терапевт должен стать «невидимым наблюдателем» отношений в семье, в которой воспитывался индивид. При этом необходимо помнить, что запреты редко проговариваются вслух. Чаще они подразумеваются, звучат в виде намеков, шуток или, когда родители рассержены, в виде обвинений. Обнаружив их, можно установить, какое именно детское состояние руководит поступками индивида. Мне, как правило, удается увидеть домашнюю обстановку человека глазами его родителей и обнаружить внушенные ему запреты. Однако даже самые удачные догадки должны быть сверены с воспоминаниями клиента и с его мнением, так как именно он должен судить о точности поставленного диагноза. Аналогично может быть определено содержание предписаний.
- Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна
- Аннотация
- Клод Штайнер
- Сценарии жизни людей
- Школа Эрика Берна
- Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!
- Предисловие и благодарности
- Введение Базовые утверждения теории транзактного анализа
- Люди душевно здоровы от рождения
- Общение и договор
- Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча!
- Эрик Берн
- Сценарии
- Сценарий Эрика Берна
- Анализ сценариев
- Сценарный анализ в психиатрии
- Часть 1 Теория транзактного анализа
- Глава 1 Структурный и транзактный анализ
- Структурный анализ
- Ребенок
- Взрослый
- Родитель
- Голоса в голове
- Исключение и заражение
- Транзактный анализ
- Игры и выигрыши
- Стимульный голод
- Структурный голод
- Позиционный голод
- Роли и степени
- Глава 2 Структурный анализ второго порядка
- Эгограммы
- Глава 4 Затруднительное положение ребенка
- Колдуны, людоеды и проклятия
- Запреты
- Предписания
- Колдовство
- Белая магия
- Черная магия
- Глава 5 Решения
- Время решения
- Форма решения
- Лягушки, Принцы и Принцессы
- Глава 6 Транзактный анализ сценариев
- Три основных жизненных сценария
- Депрессия, или Сценарий «Без любви»
- Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»
- Пристрастие к наркотическим веществам, или Сценарий «Без радости»
- Диагностика в транзактном анализе
- Запреты и предписания
- Контрсценарий
- Решение
- Телесный компонент
- Глава 7 Сценарии: от трагических до банальных
- Список признаков сценария
- Жизненный путь
- Контрсценарий
- Родительские запреты и предписания
- Программа
- Времяпрепровождение
- Выигрыш
- Трагический финал
- Роль терапевта
- Двадцать вопросов
- У всех ли есть сценарий?
- Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви
- Сказка про Пушистиков
- Экономия поглаживаний
- Законы экономии поглаживаний
- Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание
- Игнорирование
- Игнорирование интуиции
- Игнорирование чувств
- Игнорирование логики
- А король-то голый!
- Безумие
- Паранойя
- Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности
- Предписания и запреты, формирующие безрадостность
- Глава 11 Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности
- Игра в спасение
- Беспомощность
- Треугольник спасения в нуклеарной семье
- Три роли Спаситель
- Преследователь
- Глава 12 Соревнование: банальный сценарий неравенства
- Индивидуализм
- Соперничество
- Дефицит
- Силовые игры
- Часть 3 Отношения Глава 13 Полоролевое программирование мужчин и женщин (Ходжи Викофф)
- Структурный анализ мужской роли
- Структурный анализ женской роли
- Половые роли и семья
- Половые роли и отношения
- Заговор половых ролей
- Борьба с половыми ролями
- Глава 14 Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф)
- Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи
- Искусственная женщина
- Женщина за спиной мужчины
- Я бедняжечка
- Непривлекательная красавица
- Медсестра
- Полная женщина
- Учительница
- Демоническая женщина
- Сильная женщина
- Королева пчел
- Глава 15 Наиболее распространенные мужские сценарии
- Большой и сильный папочка
- Мужчина перед женщиной
- Плейбой
- Простой парень
- Интеллектуал
- Женоненавистник
- Глава 16 Отношения и сценарии
- Трагические и банальные отношения
- Три врага любви
- Сексизм
- Игра в спасение в отношениях
- Глава 17 Силовые игры Сила
- Силовые игры
- Игры в доминирующей позиции
- Игры в подчиненной позиции
- Открытая борьба
- Анализ силовых игр
- Часть 4
- Миф о важности индивидуальной терапии
- Миф о бесполезности здравого смысла
- Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
- Глава 19 Как не играть в спасение
- Спасательный треугольник в терапии
- Как не вступать в игру «Спасение»
- Глава 20 Договоры
- Взаимное согласие
- Взаимное согласие предполагает взаимные усилия
- Вознаграждение
- Вопрос правомочности
- Вопрос законности
- Глава 21 Стратегии анализа сценариев
- Деятельность
- Антитезис, или команда
- Нападение
- Веселье
- Транзакция висельника
- Разрешение
- Потенциал
- Курсы разрешения
- Марафон
- Домашнее задание
- Избавляясь от негативных чувств
- Сдерживаемое раздражение
- Паранойяльные фантазии
- Глава 22 Терапия депрессии
- Отмена экономии поглаживаний
- Вера в человеческую природу
- Принятие и отклонение поглаживаний
- Теплые, а не Искусственные Пушистики
- Прикосновения
- Общество взаимного поглаживания
- Упражнения Как дать поглаживание
- Как попросить о поглаживании
- Самопоглаживание и Заботливый Родитель
- Глава 23 Терапия безумия
- Объяснение
- Силовые игры и игнорирование
- Принимать во внимание «паранойяльные» мысли клиента
- Глава 24 Терапия безрадостности
- Дыхание
- Центрирование
- Часть 5
- Счастливая жизнь
- Глава 25
- Сотрудничество
- Правила сотрудничества
- Два, три или больше
- Глава 26 Как вырастить детей самостоятельными
- Как вырастить детей самостоятельными: десять правил
- Глава 27 Освобождение мужчины и женщины
- Тирания половых ролей
- Мужской круг доверия
- Проклятия мужчины: ответственность и вина
- Свободные отношения и стиль жизни
- Глава 28 Что дальше?