Беспомощность
Ходжи Викофф указывает (см. «Половые роли и семья»), что семья — это полигон для обучения ребенка игре в спасение, то есть беспомощности. Ребенку навязывают роль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей.
Из ребенка делают беспомощную Жертву, не позволяя ему самостоятельно действовать в тех областях, где он может это делать. Три важнейшие области, в которых почти каждая семья делает ребенка беспомощным, — это способность любить, то есть успешно устанавливать отношения с другими людьми; способность думать, то есть постигать окружающий мир; и, наконец, способность наслаждаться жизнью, то есть полностью переживать телесные ощущения и чувства, что соответствует трем банальным сценариям, описанным в главе 6.
Так как дети могут любить и понимать мир и себя, но им не разрешают, они оказываются в положении Жертвы, а их родители играют то роль Преследователей (когда не дают ребенку реализовать свои возможности), то роль Спасителей (когда делают за ребенка то, что сами запретили ему, и то, что он смог бы сделать и сам). Например, семилетний мальчик (или девочка), если бы ему (ей) дали возможность научиться этому, мог (могла) бы проснуться и встать утром в нужное время, мог (могла) бы одеться, приготовить себе завтрак, съесть его, помыть за собой посуду, приготовить ланч, вынести мусор и отправиться в школу, заперев за собой дверь. Семилетний ребенок может выполнять несложные домашние обязанности: вытирать стол, мыть пол, ходить в магазин. Если он пришел из школы домой и обнаружил, что дома никого нет, он в состоянии догадаться, что мама ушла в гости к своей подруге, найти ее номер телефона, позвонить, запланировать, что сегодня он будет ужинать с другом и останется на ночь у него. Все эти вещи, которые семилетний человек в состоянии сделать, как правило, не разрешены ему. Иными словами, родители не дают семилетнему ребенку полностью реализовать свой потенциал, поэтому большинство семилетних детей утром будят их матери, матери готовят им завтрак, матери отводят их в школу и приводят их из школы, они готовят для своих беспомощных отпрысков обед и организуют их отдых и социальную жизнь. В такой ситуации ребенок занимает позицию Жертвы: его сначала преследуют, делая беспомощным, а потом спасают, делая за него то, что он может сделать и сам.
Вы, наверное, заметили, что ситуация спасения включает ряд аспектов:
• обучение беспомощности в отношениях: родители препятствуют ребенку самостоятельно вступать в социальные контакты и самостоятельно принимать решения относительно того, с кем он хочет быть и когда;
• обучение беспомощности в познании мира: родители не дают ребенку самостоятельно иметь дело с ситуациями, которые бы научили его понимать мир, самостоятельно думать и принимать решения;
• обучение беспомощности в форме запрета на самопознание: ребенку запрещено знать, что ему приятно, что нет и какие действия предпринимать в связи с определенным чувством.
В разных семьях интенсивность программирования беспомощности различна. Кроме того, каждое семейство имеет свою излюбленную область приложения при обучении беспомощности. Например, в одной семье родители разрешают ребенку выражать свою способность любить, но жестко пресекают все его попытки думать или понять себя. Большинство семей программируют мальчиков и девочек по-разному: мальчиков учат не знать себя и не уметь выразить чувство любви, а девочек — не уметь логически мыслить (см. главу 13).
Дети, из которых воспитали Жертву, отличаются по степени своей беспомощности. Почти каждый человек в результате воспитания в чем-то становится беспомощным, а некоторые люди становятся полноценными Жертвами, которые проводят все свое время в поисках Спасителя, который бы поддержал их беспомощность.
Крайняя форма разрушения самостоятельности — душевная болезнь, и в частности шизофрения, а также случаи психотической депрессии и наркомании. В таких ситуациях начальная подготовка по беспомощности, предназначенная для того, чтобы сделать людей послушными, управляемыми и зависимыми, не пошла впрок и произошла «передозировка беспомощности», которая, в свою очередь, сделала необходимой институционализацию «больного».
Беспомощность граждан — требование авторитарного общества, поэтому семья и лишает ребенка силы и самостоятельности, делая его дисциплинированным и послушным. Привычка к роли Жертвы вызывает у человека чувство, что ничего невозможно изменить. Такие люди говорят: «Какой смысл голосовать (или устраивать забастовки, или писать письма законодателям)?» или «Какой смысл быть щедрым (добрым, любящим), когда все вокруг эгоисты?»
- Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна
- Аннотация
- Клод Штайнер
- Сценарии жизни людей
- Школа Эрика Берна
- Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!
- Предисловие и благодарности
- Введение Базовые утверждения теории транзактного анализа
- Люди душевно здоровы от рождения
- Общение и договор
- Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча!
- Эрик Берн
- Сценарии
- Сценарий Эрика Берна
- Анализ сценариев
- Сценарный анализ в психиатрии
- Часть 1 Теория транзактного анализа
- Глава 1 Структурный и транзактный анализ
- Структурный анализ
- Ребенок
- Взрослый
- Родитель
- Голоса в голове
- Исключение и заражение
- Транзактный анализ
- Игры и выигрыши
- Стимульный голод
- Структурный голод
- Позиционный голод
- Роли и степени
- Глава 2 Структурный анализ второго порядка
- Эгограммы
- Глава 4 Затруднительное положение ребенка
- Колдуны, людоеды и проклятия
- Запреты
- Предписания
- Колдовство
- Белая магия
- Черная магия
- Глава 5 Решения
- Время решения
- Форма решения
- Лягушки, Принцы и Принцессы
- Глава 6 Транзактный анализ сценариев
- Три основных жизненных сценария
- Депрессия, или Сценарий «Без любви»
- Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»
- Пристрастие к наркотическим веществам, или Сценарий «Без радости»
- Диагностика в транзактном анализе
- Запреты и предписания
- Контрсценарий
- Решение
- Телесный компонент
- Глава 7 Сценарии: от трагических до банальных
- Список признаков сценария
- Жизненный путь
- Контрсценарий
- Родительские запреты и предписания
- Программа
- Времяпрепровождение
- Выигрыш
- Трагический финал
- Роль терапевта
- Двадцать вопросов
- У всех ли есть сценарий?
- Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви
- Сказка про Пушистиков
- Экономия поглаживаний
- Законы экономии поглаживаний
- Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание
- Игнорирование
- Игнорирование интуиции
- Игнорирование чувств
- Игнорирование логики
- А король-то голый!
- Безумие
- Паранойя
- Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности
- Предписания и запреты, формирующие безрадостность
- Глава 11 Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности
- Игра в спасение
- Беспомощность
- Треугольник спасения в нуклеарной семье
- Три роли Спаситель
- Преследователь
- Глава 12 Соревнование: банальный сценарий неравенства
- Индивидуализм
- Соперничество
- Дефицит
- Силовые игры
- Часть 3 Отношения Глава 13 Полоролевое программирование мужчин и женщин (Ходжи Викофф)
- Структурный анализ мужской роли
- Структурный анализ женской роли
- Половые роли и семья
- Половые роли и отношения
- Заговор половых ролей
- Борьба с половыми ролями
- Глава 14 Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф)
- Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи
- Искусственная женщина
- Женщина за спиной мужчины
- Я бедняжечка
- Непривлекательная красавица
- Медсестра
- Полная женщина
- Учительница
- Демоническая женщина
- Сильная женщина
- Королева пчел
- Глава 15 Наиболее распространенные мужские сценарии
- Большой и сильный папочка
- Мужчина перед женщиной
- Плейбой
- Простой парень
- Интеллектуал
- Женоненавистник
- Глава 16 Отношения и сценарии
- Трагические и банальные отношения
- Три врага любви
- Сексизм
- Игра в спасение в отношениях
- Глава 17 Силовые игры Сила
- Силовые игры
- Игры в доминирующей позиции
- Игры в подчиненной позиции
- Открытая борьба
- Анализ силовых игр
- Часть 4
- Миф о важности индивидуальной терапии
- Миф о бесполезности здравого смысла
- Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
- Глава 19 Как не играть в спасение
- Спасательный треугольник в терапии
- Как не вступать в игру «Спасение»
- Глава 20 Договоры
- Взаимное согласие
- Взаимное согласие предполагает взаимные усилия
- Вознаграждение
- Вопрос правомочности
- Вопрос законности
- Глава 21 Стратегии анализа сценариев
- Деятельность
- Антитезис, или команда
- Нападение
- Веселье
- Транзакция висельника
- Разрешение
- Потенциал
- Курсы разрешения
- Марафон
- Домашнее задание
- Избавляясь от негативных чувств
- Сдерживаемое раздражение
- Паранойяльные фантазии
- Глава 22 Терапия депрессии
- Отмена экономии поглаживаний
- Вера в человеческую природу
- Принятие и отклонение поглаживаний
- Теплые, а не Искусственные Пушистики
- Прикосновения
- Общество взаимного поглаживания
- Упражнения Как дать поглаживание
- Как попросить о поглаживании
- Самопоглаживание и Заботливый Родитель
- Глава 23 Терапия безумия
- Объяснение
- Силовые игры и игнорирование
- Принимать во внимание «паранойяльные» мысли клиента
- Глава 24 Терапия безрадостности
- Дыхание
- Центрирование
- Часть 5
- Счастливая жизнь
- Глава 25
- Сотрудничество
- Правила сотрудничества
- Два, три или больше
- Глава 26 Как вырастить детей самостоятельными
- Как вырастить детей самостоятельными: десять правил
- Глава 27 Освобождение мужчины и женщины
- Тирания половых ролей
- Мужской круг доверия
- Проклятия мужчины: ответственность и вина
- Свободные отношения и стиль жизни
- Глава 28 Что дальше?