logo
_Штайнер Клод, Сценарии жизни людей

Половые роли и семья

В стандартной нуклеарной семье мужчина и женщина спасают (см. гл. 11) друг друга многими способами в различных ситуациях. Папа спасает семью тем, что содержит машину в порядке, зарабатывает деньги сорок часов в неделю на работе (которую он ненавидит); мама спасает семью, отдавая заботу и любовь, заботясь о том, чтобы каждый чувствовал себя хорошо, давая каждому то, в чем он нуждается, еще до того, как он об этом попросит, — в общем, отдавая детям больше заботы, чем они когда-либо смогут вернуть ей. Кроме того, папа спасает маму, делая больше половины всей работы в их сексуальной жизни. Он чаще всего инициирует секс и «руководит» его ходом. Мама в ответ раздражается, что он дает ей только секс (особенно если она не испытывает оргазм), потому что ей не хватает нежности с его стороны. Это происходит потому, что мужской сценарий не допускает чувствительности и не дает мужчине возможности понять, чего от него хочет женщина. С другой стороны, мама не говорит прямо о том, чего она хочет.

Ее Большой Свин говорит ей, что другие не будут любить ее, если она будет прямо говорить о своих желаниях, особенно о сексуальных, поэтому мама «приспосабливается» и потихоньку начинает ненавидеть папу и преследовать его, и порочный круг спасения замыкается снова и снова.

Как уже было сказано, треугольник спасения похож на карусель. Папа спасает маму, сексуальную Жертву, потом мама спасает папу, не говоря ему о своих истинных желаниях, причем они оба могут накапливать скрытое раздражение для будущего преследования. Она злится и становится «фригидной» в постели с мужем, а он изменяет ей или становится «импотентным» в постели с ней.

Папа тоже игнорирует свои желания. Мужчины часто даже не замечают, как они игнорируют самих себя. Обычно они не знают точно, чего они хотят и что они чувствуют, потому что их научили быть бесчувственными, чтобы они эффективнее работали и конкурировали. Этот порочный круг трудно разорвать, потому что, когда мужчина входит в контакт со своими чувствами, первыми чувствами, которые у него возникают, оказываются страх и вина (см. гл. 27). Ему кажется легче не чувствовать ничего, лишь бы не встречаться с этими неприятными чувствами. Иными словами, папа не слушает себя, потому что ему не нравится то, что он может услышать.

Как указывает Р. Д. Лэнг, игнорирование превращает людей в инвалидов, а так как женщины имеют разрешение пользоваться своей интуицией, они чаще становятся жертвами игнорирования со стороны других людей. Мэри говорит: «Мне кажется, что ты больше меня не любишь», а Фред отвечает ей: «Неправда, я тебя люблю», потому что он чувствует вину и (или) ничего не чувствует. От этого Мэри начинает терять разум. Внутри ее происходит диалог: «Я не понимаю. Я ясно чувствую, что он меня больше не любит, а он говорит, что любит. Откуда же взялось это чувство? Не понимаю!» Именно так многие женщины теряют контакт со своей интуитивной частью, впадают в депрессию и сходят с ума.

Интуиция — одна из важнейших способностей человека, но ее можно использовать безопасно и с пользой для себя только в том случае, если партнер согласен быть абсолютно честным в своей обратной связи, что требует рискованного контакта со своими чувствами. О паранойе, которая на деле является обостренной чувствительностью к мотивам других людей, говорилось в главе 9. Метод, который позволяет партнерам проверять взаимные интуитивные впечатления чувствами другого, называется объяснением (см. гл. 23), и он требует полной честности, полного отказа от секретов, бесстрашия — чтобы суметь поделиться с другим своими паранойяльными фантазиями (интуитивными подозрениями) — и обязательно умения найти «зерно истины» в подозрении другого.