Агрессивность и сопротивление
Еще одним серьезным источником оборонительной агрессии является реакция человека на попытку лишить его иллюзий; это бывает, когда кто-то пытается «вытащить на свет божий» вытесненные влечения и фантазии; Фрейд назвал такую реакцию защитой (сопротивлением), а психоанализ сделал этот феномен объектом систематического наблюдения. Фрейд обнаружил, что пациент «сопротивляется» любым терапевтическим усилиям аналитика, как только тот касается «вытесненных» проблем. Это вовсе не значит, что пациент сознательно возражает, или становится неоткровенным, или хочет что-то утаить; нет, скорее всего, он бессознательно противится тому, чтобы вытесненный материал стал осознанным. Есть много причин, из-за которых человек на протяжении целой жизни может вытеснять какие-то желания. Или его страшит унижение или наказание, или он боится потерять чью-то любовь... в случае, если другим людям станут известными его потаенные желания и влечения, более того, он и себе самому часто не хочет признаться в этих влечениях, боясь потерять уважение к себе (изменить свою самооценку).
Психоаналитическая практика вскрыла большое количество поведенческих реакций, которые являются следствием сопротивления. Пациент может уклониться от обсуждения «болезненной» темы и перевести разговор на другую тему; он может почувствовать себя усталым, его может «бросать в сон»; он может не явиться на сеанс или рассердиться на психотерапевта и тем самым найти повод прервать анализ. Я хочу привести один пример. Один пациент, писатель, который очень гордился тем, что не был оппортунистом, рассказывал мне во время сеанса, как он однажды внес изменения в свою рукопись, думая, что эти изменения сделают более убедительным его обращение к человечеству. Он был уверен, что нашел правильное решение, и удивлялся, что позднее чувствовал себя совершенно разбитым и страдал от головной боли. Я высказал предположение, что подлинным его мотивом было нечто иное: он надеялся благодаря новой версии своего труда завоевать популярность и заработать больше денег, чем сулил первый вариант текста. И тогда депрессия и головная боль, возможно, были связаны с этим самообманом. Я не успел договорить свою фразу, как пациент вскочил и в бешенстве заорал на меня. Он кричал, что я садист, что я получаю удовольствие от того, что хочу заранее испортить ему настроение, что я завидую ему и его будущему успеху, что я невежда, не разбирающийся в писательском труде, и много других оскорблений в мой адрес. (Следует добавить, что в обычных условиях этот пациент был очень вежливым человеком, который относился ко мне с большим почтением.) Его поведение лучше всего доказывало правильность моей интерпретации. Упоминание о его неосознанных мотивах стало угрозой для его самоуважения и для самооценки его как личности.
В практике психоанализа регулярно наблюдается такое явление, что защита (сопротивление) выстраивается именно тогда, когда дело доходит до обсуждения вытесненного материала. Но этот феномен встречается не только в ходе психоаналитических сеансов. Даже в обыденной жизни мы находим тому массу примеров. Все знают, сколь гневной бывает реакция матери, когда ей говорят, что она держит детей под своим крылом не из любви, а ради удовлетворения своего чувства обладателя и повелителя. Ну. а если отцу сказать, что его тревога по поводу девственности дочери мотивирована его собственным сексуальным интересом? А если кое-кому из патриотов напомнить, что за политическими убеждениями стоят корыстные мотивы? Или некоторым революционерам (определенного типа) доказать, что за их идеологией скрываются личные деструктивные импульсы? Фактически вопрос о мотивационной сфере других людей ведет к нарушению одного очень важного запрета вежливости. (А вежливость имеет функцию предупреждения агрессии.)
То же самое можно наблюдать в истории. Во все времена те, кто говорил правду об определенном режиме, подвергались преследованиям со стороны разгневанных властей. Их изгоняли, сажали в тюрьмы, физически уничтожали. Конечно, эти действия обосновывались тем, что люди эти были опасны для системы и потому их нужно было устранить ради сохранения социального статус-кво. И это правда, но только это не объясняет того факта, что те, кто говорит правду, становятся объектом ненависти и гонений в том числе и тогда, когда они не представляют реальной угрозы для существующего строя. Я думаю, что причину надо искать в том, что говорящий правду мобилизует силы защиты у тех, кто занимается вытеснением правды. Для них истина опасна не только тем, что она угрожает власти, но и тем, что она расшатывает всю осознанную систему ориентации; истина отбирает у них возможности рационализации и даже пытается заставить их изменить свои действия. Только тот, кто сам пережил процесс осознания важных вытесненных импульсов, знает это чувство крушения и смятения.
Не каждый отважится на подобную авантюру, и уж менее всего те, кому хотя бы на данный момент выгодно оставаться «слепым».
- Предисловие
- Терминологические пояснения
- Введение: инстинкты[ 11] и человеческие страсти
- Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда.[ 27]
- Теория агрессии Конрада Лоренца
- Фрейд и Лоренц: сходство и различия
- О войне: итог концепции Лоренца
- Обожествление эволюции
- II. Бихевиоризм и теория среды Теория среды у просветителей
- Бихевиоризм
- Необихевиоризм[ 44] б. Ф. Скиннера
- Цели и ценности
- Причины популярности Скиннера
- Бихевиоризм и агрессия
- О психологических экспериментах
- Теория фрустрационной агрессивности
- III. Бихевиоризм и инстинктивизм: сходство и различия[ 68] Черты сходства
- Новые подходы
- О политической и социальной подоплеке обеих теорий
- IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности
- Мозг как основа агрессивного поведения[ 96]
- Защитная функция агрессивности
- Инстинкт «бегства»
- Поведение хищников и агрессивность
- VI. Поведение животных
- Агрессивность в неволе
- Перенаселенность и агрессивность у людей
- Агрессивность животных в естественных условиях обитания
- Проблема территории и лидерства
- Агрессивность других млекопитающих
- Есть ли у человека инстинкт «Не убивай!»?
- VII. Палеонтология Является ли человек особым видом?
- Является ли человек хищником?
- VIII. Антропология[ 126]
- «Человек-охотник» – это ли Адам антропологии?
- Первобытные охотники и агрессивность
- Война у первобытных народов
- Революция эпохи неолита[ 143]
- Доисторическое общество и природа человека
- Революция городов[ 153]
- Как это произошло?
- Агрессивность в первобытных культурах
- Анализ тридцати первобытных племен
- Система а: жизнеутверждающие общества
- Система в: недеструктивное, но все же агрессивное общество
- Система с: деструктивные общества
- Иллюстрации к трем системам
- Индейцы зуни (система а)
- Племя манус (система в)
- Добу (система с)
- Симптомы жестокости и деструктивности
- Псевдоагрессия
- Непреднамеренная агрессия
- Игровая агрессия
- Агрессия как самоутверждение
- Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным
- Агрессивность и свобода
- Агрессия и нарциссизм[ 183]
- Агрессивность и сопротивление
- Агрессия и конформизм
- Инструментальная агрессия
- О причинах войн
- Условия снижения оборонительной агрессии
- X. Злокачественная агрессия: предпосылки Предварительные замечания
- Природа человека
- Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти[ 206] Ценностные ориентации и объект почитания
- Исторические корни
- Чувство единения
- Творческие способности
- Возбуждение и стимулирование
- Хроническая депрессия и скука (тоска)
- Структура характера
- Нейрофизические предпосылки
- Социальные условия
- О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность Кажущаяся деструктивность
- Спонтанные формы
- Исторический обзор
- Деструктивность отмщения
- Экстатическая деструктивность
- Поклонение деструктивности
- Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения
- Деструктивный характер: садизм
- Примеры сексуального садизма и мазохизма
- Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма
- Сущность садизма
- Условия, вызывающие садизм
- Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма
- XII. Злокачественная агрессия: некрофилия Традиционные представления
- Некрофильский характер[ 272]
- Некрофильские сновидения
- «Непреднамеренные» некрофильские действия
- Некрофильский язык
- Обожествление техники и некрофилия
- Манифест футуризма
- Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
- Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии
- Симптоматика «некрофилии»
- XIII. Злокачественная агрессия: адольф гитлер – клинический случай некрофилии Предварительные замечания
- Родители Гитлера и раннее детство[ 318] Клара Гитлер
- Алоис Гитлер
- Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)
- Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)
- Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)
- Вена (1907-1913)
- Методологические замечания
- Деструктивность Гитлера[ 328]
- Вытеснение деструктивности