Агрессивность других млекопитающих
Не только приматы малоагрессивны, но и другие млекопитающие, хищники и нехищники, проявляют не столь высокий уровень деструктивности, как следовало бы ожидать, если бы гидравлическая теория Лоренца была верна.
Даже у наиболее агрессивных – крыс – агрессивность не достигает того уровня, на который нас настраивают примеры Лоренца. Салли Каригар привлекает наше внимание к другому эксперименту с крысами, который (в отличие от эксперимента Лоренца) четко показывает, что суть дела надо искать не во врожденной агрессивности крыс, а в определенных внешних обстоятельствах, от которых зависит большая или меньшая степень разрушительного характера отдельной особи.
После Лоренца Штайнигер проделал следующий эксперимент. В огромный загон он посадил подвальных крыс, собранных из разных мест, создав им почти естественную среду обитания. Сначала было такое впечатление, что отдельные особи побаиваются друг друга; у них не было воинствующих настроений, но при случайных встречах они могли покусать друг друга, особенно если их сгоняли к одной стене и они торопились, налетая друг на друга[118].
Крысы у Штайнигера вскоре разбились на два лагеря и начали кровавую битву; бой был смертельным, пока не осталась одна-единственная пара. Их дети и внуки создали большую семью (или социум), которая уничтожала любую чужую крысу, запущенную в их среду обитания.
Одновременно и параллельно с этим экспериментом Джон Б. Колхаун из Балтимора также изучал поведение крыс. Первоначальная популяция Штайнигера состояла из 15 крыс, а Колхаун взял 14 крыс, также чужих, не связанных друг с другом. Но их загон был в 16 раз больше, чем у Штайнигера, и вообще лучше обустроен. Например, в нем были норы, лазы и другие убежища, которые бывают в естественных условиях жизни крыс.
27 месяцев шло наблюдение из башни, установленной в середине загона, и все факты подробно записывались в дневник. После нескольких стычек в период обживания пространства все крысы разделились на две большие семьи и никто больше не пытался ущемить другого. Нередко кое-кто начинал без причины бегать взад-вперёд, а у некоторых это случалось так часто, что приходилось «охлаждать их пыл»[119].
Выдающийся исследователь агрессивности животных Дж. П. Скотт писал, что в противоположность позвоночным членистоногие очень агрессивны. Это доказывается на примере жесточайших схваток между омарами, а также на многочисленных примерах коллективно живущих насекомых, у которых самки набрасываются на самцов и поедают их (как у некоторых видов пауков, а также у ос и др.). Среди рыб и рептилий также часто встречаются агрессоры. Вот что пишет Скотт:
Сравнение физиологических оснований агрессивного поведения животных дает интересные результаты; главный вывод состоит в том, что первичный стимул к бою поступает извне – а это означает, что не существует никаких спонтанных внутренних стимулов, которые побуждали бы животное к нападению, независимо от условий его окружения. Следовательно, «агонистическое» поведение характеризуется совершенно иными специфическими факторами (физиологическими и эмоциональными), чем сексуальное поведение или поведение, связанное с приемом пищи...
В естественных условиях жизни животных вражда и агрессия в смысле деструктивного, трудно корректируемого сопернического поведения практически не встречаются (Курсив мой. – Э. Ф. ).
А в отношении специфической проблемы внутренней спонтанной стимуляции агрессивности, которую провозгласил К. Лоренц, у Скотта мы читаем:
Все добытые в исследованиях данные указывают, что у более высокоразвитых позвоночных, включая человека, источник, стимулирующий агрессивность, находится снаружи; и нет никаких доказательств существования спонтанной внутренней стимуляции. Эмоциональные и физиологические процессы, состояния организма лишь усиливают и продлевают реакцию на стимул, но сами ее не вызывают[120].
- Предисловие
- Терминологические пояснения
- Введение: инстинкты[ 11] и человеческие страсти
- Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда.[ 27]
- Теория агрессии Конрада Лоренца
- Фрейд и Лоренц: сходство и различия
- О войне: итог концепции Лоренца
- Обожествление эволюции
- II. Бихевиоризм и теория среды Теория среды у просветителей
- Бихевиоризм
- Необихевиоризм[ 44] б. Ф. Скиннера
- Цели и ценности
- Причины популярности Скиннера
- Бихевиоризм и агрессия
- О психологических экспериментах
- Теория фрустрационной агрессивности
- III. Бихевиоризм и инстинктивизм: сходство и различия[ 68] Черты сходства
- Новые подходы
- О политической и социальной подоплеке обеих теорий
- IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности
- Мозг как основа агрессивного поведения[ 96]
- Защитная функция агрессивности
- Инстинкт «бегства»
- Поведение хищников и агрессивность
- VI. Поведение животных
- Агрессивность в неволе
- Перенаселенность и агрессивность у людей
- Агрессивность животных в естественных условиях обитания
- Проблема территории и лидерства
- Агрессивность других млекопитающих
- Есть ли у человека инстинкт «Не убивай!»?
- VII. Палеонтология Является ли человек особым видом?
- Является ли человек хищником?
- VIII. Антропология[ 126]
- «Человек-охотник» – это ли Адам антропологии?
- Первобытные охотники и агрессивность
- Война у первобытных народов
- Революция эпохи неолита[ 143]
- Доисторическое общество и природа человека
- Революция городов[ 153]
- Как это произошло?
- Агрессивность в первобытных культурах
- Анализ тридцати первобытных племен
- Система а: жизнеутверждающие общества
- Система в: недеструктивное, но все же агрессивное общество
- Система с: деструктивные общества
- Иллюстрации к трем системам
- Индейцы зуни (система а)
- Племя манус (система в)
- Добу (система с)
- Симптомы жестокости и деструктивности
- Псевдоагрессия
- Непреднамеренная агрессия
- Игровая агрессия
- Агрессия как самоутверждение
- Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным
- Агрессивность и свобода
- Агрессия и нарциссизм[ 183]
- Агрессивность и сопротивление
- Агрессия и конформизм
- Инструментальная агрессия
- О причинах войн
- Условия снижения оборонительной агрессии
- X. Злокачественная агрессия: предпосылки Предварительные замечания
- Природа человека
- Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти[ 206] Ценностные ориентации и объект почитания
- Исторические корни
- Чувство единения
- Творческие способности
- Возбуждение и стимулирование
- Хроническая депрессия и скука (тоска)
- Структура характера
- Нейрофизические предпосылки
- Социальные условия
- О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность Кажущаяся деструктивность
- Спонтанные формы
- Исторический обзор
- Деструктивность отмщения
- Экстатическая деструктивность
- Поклонение деструктивности
- Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения
- Деструктивный характер: садизм
- Примеры сексуального садизма и мазохизма
- Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма
- Сущность садизма
- Условия, вызывающие садизм
- Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма
- XII. Злокачественная агрессия: некрофилия Традиционные представления
- Некрофильский характер[ 272]
- Некрофильские сновидения
- «Непреднамеренные» некрофильские действия
- Некрофильский язык
- Обожествление техники и некрофилия
- Манифест футуризма
- Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
- Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии
- Симптоматика «некрофилии»
- XIII. Злокачественная агрессия: адольф гитлер – клинический случай некрофилии Предварительные замечания
- Родители Гитлера и раннее детство[ 318] Клара Гитлер
- Алоис Гитлер
- Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)
- Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)
- Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)
- Вена (1907-1913)
- Методологические замечания
- Деструктивность Гитлера[ 328]
- Вытеснение деструктивности