Примеры сексуального садизма и мазохизма
Следующие примеры сексуального садизма и мазохизма взяты из книги Полины Реаж «История О.», которая, по-видимому, не нашла так много читателей, как соответствующие классические сочинения маркиза де Сада.
Она стонала... Пьер прикрепил ее руки цепочкой к перекладине кровати. После того как она была скована таким образом, она снова поцеловала своего любовника, который стоял на кровати рядом с нею. Он сказал ей еще раз, что он ее любит, затем он спустился с кровати и позвал Пьера. Он смотрел, как она безуспешно пыталась защитить себя от ударов, он слышал, что ее стоны становились все громче и громче, в конце она просто кричала... Когда у нее брызнули слезы, он отослал Пьера. Она еще нашла силы сказать, что любит его. Затем он поцеловал ее залитое слезами лицо, ее тяжело хрипевший рот, развязал ее, уложил на кровати и ушел.
Ее зовут О. Она не смеет проявить собственную волю. Ее любовник и его друзья должны полностью управлять ею. Она находит свое счастье в рабстве, а они свое – в абсолютном господстве. Следующий отрывок хорошо показывает этот аспект садо-мазохистского поведения. (Следует добавить, что ее любовник, чтобы полностью управлять ею, поставил, кроме всех прочих, еще и такое условие, что она должна подчиняться не только ему, но и его друзьям. Один из них – сэр Штефен.)
Наконец она приподнялась – как будто бы то, что она хотела сказать, ее душило, – она освободила верхние застежки своей блузы так, что стала видна ямочка на груди. Затем она встала, ее руки и колени дрожали.
«Я вся твоя, – сказала она наконец, обращаясь к Рене. – Я буду принадлежать тебе так, как ты этого хочешь...»
«Нет, – перебил он ее, – нам! Повторяй за мной. Я принадлежу вам обоим. Я буду точно такой, как вы оба хотите...»
Пронизывающие серые глаза сэра Штефена смотрели на нее в упор, как и глаза Рене. Она потерялась в них и медленно повторяла предложения, которые он ей говорил, но только от первого лица, как будто бы она твердила правила грамматики. «Ты предоставляешь право мне и сэру Штефену...» Речь шла о праве владеть и распоряжаться ее телом, как бы и где бы они того ни пожелали... о праве заковать ее в цепи, бить, как рабыню или пленницу, за малейшую ошибку или проступок или просто ради удовольствия; о праве не обращать внимания на ее стоны и крики, если дело дойдет до истязаний.
Садизм (и мазохизм) как сексуальные извращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где эти явления никак не связаны с сексом. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека или животное) и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. Военнопленные, рабы, побежденные враги, дети, больные (особенно умалишенные), те, кто сидит в тюрьмах, беззащитные цветные, собаки – все они были предметом физического садизма, часто включая жесточайшие пытки. Начиная от жестоких зрелищ в Риме и до практики современных полицейских команд, пытки всегда применялись под прикрытием осуществления религиозных или политических целей, иногда же – совершенно открыто ради увеселения толпы. Римский Колизей – это на самом деле один из величайших памятников человеческого садизма.
Одно из широко распространенных проявлений несексуального садизма – жестокое обращение с детьми. Только в последние 10 лет эта форма садизма была довольно подробно изучена в целом ряде исследований, начиная с классического произведения Ц. X. Кемпе и других. С тех пор было опубликовано много работ[247], и исследования продолжаются во всех странах. Из них следует, что шкала зверств по отношению к детям очень велика – от нанесения незначительных телесных повреждений до истязаний, пыток и убийств. Мы практически не знаем, как часто встречаются подобные зверства, так как данные, имеющиеся у нас в распоряжении, доходят до нас из общественных источников (например, из полиции, куда поступают звонки из больниц или от соседей). Но ясно одно, что количество зарегистрированных случаев представляет сотую часть от общего числа. Наиболее точные данные были сообщены Гиллом (речь идет о данных только по одной стране). Я хотел бы привести здесь только некоторые из них. Детей, которые стали жертвами насилия, можно разделить на несколько возрастных групп: первая – от года до двух лет; вторая – от трех до девяти (число случаев удваивается); третья группа – с девяти до пятнадцати (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после шестнадцати лет постепенно совсем исчезает). Это означает, что в наиболее интенсивной форме садизм проявляется тогда, когда ребенок еще беззащитен, но уже начинает проявлять свою волю и противодействует желанию взрослого полностью подчинить его себе.
Душевная жестокость, психический садизм, желание унизить другого человека и обидеть его распространены, пожалуй, еще больше, чем физический садизм. Данный вид садистских действии наименее рискованный, ведь это же совсем не то, что физическое насилие, это же «только» слова. С другой стороны, вызванные таким путем душевные страдания могут быть такими же или даже еще более сильными, чем физические. Мне не нужно приводить примеров такого садизма. Их – тьма в человеческих отношениях. Начальник – подчиненный, родители – дети, учителя – ученики и т. д., и т.п. Иными словами, он встречается во всех тех ситуациях, где есть человек, который не способен защитить себя от садиста. (Если слаб и беспомощен учитель, то ученики часто становятся садистами.) Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек... мало ли чем можно привести человека в замешательство. Кто не знает таких мастеров-умельцев, которые всегда находят точное слово или точный жест, чтобы кого угодно привести в смятение или унизить. Разумеется, особого эффекта достигает садист, если оскорбление совершается в присутствии других людей[248].
- Предисловие
- Терминологические пояснения
- Введение: инстинкты[ 11] и человеческие страсти
- Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда.[ 27]
- Теория агрессии Конрада Лоренца
- Фрейд и Лоренц: сходство и различия
- О войне: итог концепции Лоренца
- Обожествление эволюции
- II. Бихевиоризм и теория среды Теория среды у просветителей
- Бихевиоризм
- Необихевиоризм[ 44] б. Ф. Скиннера
- Цели и ценности
- Причины популярности Скиннера
- Бихевиоризм и агрессия
- О психологических экспериментах
- Теория фрустрационной агрессивности
- III. Бихевиоризм и инстинктивизм: сходство и различия[ 68] Черты сходства
- Новые подходы
- О политической и социальной подоплеке обеих теорий
- IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности
- Мозг как основа агрессивного поведения[ 96]
- Защитная функция агрессивности
- Инстинкт «бегства»
- Поведение хищников и агрессивность
- VI. Поведение животных
- Агрессивность в неволе
- Перенаселенность и агрессивность у людей
- Агрессивность животных в естественных условиях обитания
- Проблема территории и лидерства
- Агрессивность других млекопитающих
- Есть ли у человека инстинкт «Не убивай!»?
- VII. Палеонтология Является ли человек особым видом?
- Является ли человек хищником?
- VIII. Антропология[ 126]
- «Человек-охотник» – это ли Адам антропологии?
- Первобытные охотники и агрессивность
- Война у первобытных народов
- Революция эпохи неолита[ 143]
- Доисторическое общество и природа человека
- Революция городов[ 153]
- Как это произошло?
- Агрессивность в первобытных культурах
- Анализ тридцати первобытных племен
- Система а: жизнеутверждающие общества
- Система в: недеструктивное, но все же агрессивное общество
- Система с: деструктивные общества
- Иллюстрации к трем системам
- Индейцы зуни (система а)
- Племя манус (система в)
- Добу (система с)
- Симптомы жестокости и деструктивности
- Псевдоагрессия
- Непреднамеренная агрессия
- Игровая агрессия
- Агрессия как самоутверждение
- Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным
- Агрессивность и свобода
- Агрессия и нарциссизм[ 183]
- Агрессивность и сопротивление
- Агрессия и конформизм
- Инструментальная агрессия
- О причинах войн
- Условия снижения оборонительной агрессии
- X. Злокачественная агрессия: предпосылки Предварительные замечания
- Природа человека
- Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти[ 206] Ценностные ориентации и объект почитания
- Исторические корни
- Чувство единения
- Творческие способности
- Возбуждение и стимулирование
- Хроническая депрессия и скука (тоска)
- Структура характера
- Нейрофизические предпосылки
- Социальные условия
- О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность Кажущаяся деструктивность
- Спонтанные формы
- Исторический обзор
- Деструктивность отмщения
- Экстатическая деструктивность
- Поклонение деструктивности
- Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения
- Деструктивный характер: садизм
- Примеры сексуального садизма и мазохизма
- Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма
- Сущность садизма
- Условия, вызывающие садизм
- Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма
- XII. Злокачественная агрессия: некрофилия Традиционные представления
- Некрофильский характер[ 272]
- Некрофильские сновидения
- «Непреднамеренные» некрофильские действия
- Некрофильский язык
- Обожествление техники и некрофилия
- Манифест футуризма
- Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
- Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии
- Симптоматика «некрофилии»
- XIII. Злокачественная агрессия: адольф гитлер – клинический случай некрофилии Предварительные замечания
- Родители Гитлера и раннее детство[ 318] Клара Гитлер
- Алоис Гитлер
- Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)
- Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)
- Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)
- Вена (1907-1913)
- Методологические замечания
- Деструктивность Гитлера[ 328]
- Вытеснение деструктивности