Игровая агрессия
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага, но сегодня они полностью утратили эту свою функцию и превратились в виды спорта. Например, сражение на мечах в дзэн-буддизме доведено до подлинного искусства, которое требует огромной ловкости, полного владения своим телом, а также полной концентраций. Все эти качества необходимы еще в одном искусстве, которое внешне не имеет ничего общего с боевым, а именно в церемонии чаепития. Мастер дзэн в сражении на мечах не испытывает ненависти и желания убить или ранить.
Он просто точно выполняет свои движения, и если противник его оказывается убит, то это лишь оттого, что он «неудачно выбрал место»[168]. И если представитель классического психоанализа будет утверждать, что в основе подобного убийства может лежать неосознанный мотив бойца (ненависть и желание уничтожить противника), то я скажу: это его дело, однако подобная аргументация свидетельствуют лишь о том, что ее носитель не имеет ни малейшего представления о духе дзэн-буддизма[169].
Лук и стрелы тоже когда-то были оружием защиты и нападения, а сегодня это чистое искусство[170]. И в западных культурах мы наблюдаем тот же самый феномен в отношении к фехтованию и сражению на мечах, которые также стали видами спорта. И хотя здесь отсутствуют духовные аспекты боевого искусства дзэн, все равно оба эти вида спорта исключают намерение нанести вред сопернику. Здесь уместно вспомнить, что и у первобытных народов соревнования по борьбе в первую очередь служили демонстрации ловкости и мастерства, а выражение агрессивности отходило на второй план.
- Предисловие
- Терминологические пояснения
- Введение: инстинкты[ 11] и человеческие страсти
- Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда.[ 27]
- Теория агрессии Конрада Лоренца
- Фрейд и Лоренц: сходство и различия
- О войне: итог концепции Лоренца
- Обожествление эволюции
- II. Бихевиоризм и теория среды Теория среды у просветителей
- Бихевиоризм
- Необихевиоризм[ 44] б. Ф. Скиннера
- Цели и ценности
- Причины популярности Скиннера
- Бихевиоризм и агрессия
- О психологических экспериментах
- Теория фрустрационной агрессивности
- III. Бихевиоризм и инстинктивизм: сходство и различия[ 68] Черты сходства
- Новые подходы
- О политической и социальной подоплеке обеих теорий
- IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности
- Мозг как основа агрессивного поведения[ 96]
- Защитная функция агрессивности
- Инстинкт «бегства»
- Поведение хищников и агрессивность
- VI. Поведение животных
- Агрессивность в неволе
- Перенаселенность и агрессивность у людей
- Агрессивность животных в естественных условиях обитания
- Проблема территории и лидерства
- Агрессивность других млекопитающих
- Есть ли у человека инстинкт «Не убивай!»?
- VII. Палеонтология Является ли человек особым видом?
- Является ли человек хищником?
- VIII. Антропология[ 126]
- «Человек-охотник» – это ли Адам антропологии?
- Первобытные охотники и агрессивность
- Война у первобытных народов
- Революция эпохи неолита[ 143]
- Доисторическое общество и природа человека
- Революция городов[ 153]
- Как это произошло?
- Агрессивность в первобытных культурах
- Анализ тридцати первобытных племен
- Система а: жизнеутверждающие общества
- Система в: недеструктивное, но все же агрессивное общество
- Система с: деструктивные общества
- Иллюстрации к трем системам
- Индейцы зуни (система а)
- Племя манус (система в)
- Добу (система с)
- Симптомы жестокости и деструктивности
- Псевдоагрессия
- Непреднамеренная агрессия
- Игровая агрессия
- Агрессия как самоутверждение
- Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным
- Агрессивность и свобода
- Агрессия и нарциссизм[ 183]
- Агрессивность и сопротивление
- Агрессия и конформизм
- Инструментальная агрессия
- О причинах войн
- Условия снижения оборонительной агрессии
- X. Злокачественная агрессия: предпосылки Предварительные замечания
- Природа человека
- Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти[ 206] Ценностные ориентации и объект почитания
- Исторические корни
- Чувство единения
- Творческие способности
- Возбуждение и стимулирование
- Хроническая депрессия и скука (тоска)
- Структура характера
- Нейрофизические предпосылки
- Социальные условия
- О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность Кажущаяся деструктивность
- Спонтанные формы
- Исторический обзор
- Деструктивность отмщения
- Экстатическая деструктивность
- Поклонение деструктивности
- Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения
- Деструктивный характер: садизм
- Примеры сексуального садизма и мазохизма
- Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма
- Сущность садизма
- Условия, вызывающие садизм
- Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма
- XII. Злокачественная агрессия: некрофилия Традиционные представления
- Некрофильский характер[ 272]
- Некрофильские сновидения
- «Непреднамеренные» некрофильские действия
- Некрофильский язык
- Обожествление техники и некрофилия
- Манифест футуризма
- Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
- Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии
- Симптоматика «некрофилии»
- XIII. Злокачественная агрессия: адольф гитлер – клинический случай некрофилии Предварительные замечания
- Родители Гитлера и раннее детство[ 318] Клара Гитлер
- Алоис Гитлер
- Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)
- Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)
- Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)
- Вена (1907-1913)
- Методологические замечания
- Деструктивность Гитлера[ 328]
- Вытеснение деструктивности