Условия, вызывающие садизм
Вопрос о том, какие факторы приводят к развитию садизма, слишком сложен, чтобы можно было одной книгой дать на него исчерпывающий ответ. Важно с самого начала уяснить следующее: отношения между личностью и окружающим ее миром вовсе не простые и не однозначные'. Это связано с тем, что индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, а также целым рядом чрезвычайных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды намного сложнее, чем предполагают обычно, и они также играют огромную роль в формировании личности. Как мы уже говорили, общество – чрезвычайно сложная система. Здесь и классы, и сословия, старые и новые буржуа, новый средний класс, высшие классы (распадающиеся элиты). Проблему урбанизации, принадлежности к той или иной религиозной или другой этнической группе (и многое другое) необходимо учитывать при изучении проблемы личности. Исходя из отдельно взятого изолированного фактора, невозможно понять ни личность, ни общество. Если пытаться провести корреляцию между садизмом и социальной структурой, то сразу же станет ясно, что неизбежен подробный, эмпирический анализ всех факторов. Одновременно следует добавить, что власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатирует другую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть много индивидуальных исключений).
И потому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой, относящейся к расовому, религиозному или сексуальному меньшинству. Если не считать доисторического периода (и нескольких мелких социальных систем), то можно утверждать, что мир еще не знает такого состояния. И все же надо сказать, что создание правового порядка, опирающегося на закон и отвергающего произвол в отношении личности, – уже шаг вперед даже при том, что во многих частях мира, включая США, такое развитие идет непросто и периодически нарушается «во имя закона и порядка».
Общество, основанное на эксплуатации, предполагает и еще некоторые показатели. Например, оно имеет тенденцию ущемлять тех, кто находится внизу, ограничивать их независимость, целостность, критическое мышление и творческий потенциал. Это не означает, что оно лишает своих граждан всевозможных удовольствий и развлечений, только чаще всего эти стимулы скорее тормозят, чем способствуют развитию личности. Так, например, римские императоры питали свой народ публичными зрелищами преимущественно кровавого толка. Современное общество демонстрирует подобные садистские развлечения с помощью средств массовой информации, вещающих о преступлениях, войнах и жестокостях. Там, где нет ужасающей информации, все равно мало пользы, а гораздо больше вреда (как это мы видим в любой рекламе продуктов, жвачки или курева). Такая «культурная программа» не развивает человека, а способствует только лени и пассивности. В лучшем случае она строится на развлечениях и сенсациях, но почти никогда не несет настоящую радость: ибо радость невозможна без свободы. Свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления, т. е. именно то, что так претит анально-садистскому типу личности.
Что касается садизма в каждом отдельном случае, то он коррелирует со среднестатистическим социальным типом, включая индивидуальные отклонения в ту или другую сторону. Индивидуальные факторы, которые способствуют развитию садизма, – это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности (несадистский ребенок может стать садистским подростком или взрослым, если появятся новые обстоятельства). К таким обстоятельствам относится все, что вызывает страх, например «авторитарное» наказание. Я подразумеваю такой вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно выбирается по усмотрению власть имущего и в соответствии с его садистскими наклонностями. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в его жизни, его чувство целостности может постепенно надломиться, а чувство собственного достоинства – рухнуть: если ребенок чувствует себя обманутым, то он теряет чувство самодостаточности и перестает быть «самим собой».
Другое обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Если ребенок не получает положительных стимулов, если ничто не будит его, если он живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне «замерзает». Ведь нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия. Такое чувство бессилия не обязательно должно привести к формированию садистского характера; дойдет ли дело до этого или нет, зависит от многих других факторов. Это, однако, одна из главных причин, которая способствует развитию садизма как на индивидуальном, так я на общественном уровне.
Если индивидуальный характер отклоняется от общественного, то социальная группа имеет тенденцию усиливать те черты характера, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные черты. Если, например, индивид садистского типа живет в группе, в которой большинство людей лишено этой черты, где садистское поведение осуждается, то это еще не значит, что садист-одиночка обязательно изменит свой характер. Однако он будет стараться действовать вопреки своему характеру; его садизм не исчезнет, но он из-за недостатка питания «засохнет». Иллюстрацией к такому утверждению является жизнь в кибуце и других общностях, объединенных одной идеей (хотя есть и такие случаи, когда новая обстановка и новый социальный климат вызывают радикальные перемены в характере личности)[259].
Для общества антисадистского толка личность одного садиста не представляет особой опасности. Его будут считать больным. Он никогда не будет популярен и вряд ли получит доступ к социально значимым позициям. Когда речь идет о причинах и корнях злокачественного садизма, конечно, нельзя ограничиваться только врожденными биологическими факторами, а нужно учитывать также психологическую атмосферу, от которой зависит не только возникновение социального садизма, но и судьба индивидуального, личностного садизма. Поэтому развитие индивидуума никогда нельзя понять в достаточной степени, если рассматривать только его генетические и семейные корни. Если мы не знаем социальный статус его и его семьи в рамках общественной системы и дух этой системы, то мы не сможем понять; почему некоторые черты характера такие глубинные и такие устойчивые и так глубоко укоренились.
- Предисловие
- Терминологические пояснения
- Введение: инстинкты[ 11] и человеческие страсти
- Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда.[ 27]
- Теория агрессии Конрада Лоренца
- Фрейд и Лоренц: сходство и различия
- О войне: итог концепции Лоренца
- Обожествление эволюции
- II. Бихевиоризм и теория среды Теория среды у просветителей
- Бихевиоризм
- Необихевиоризм[ 44] б. Ф. Скиннера
- Цели и ценности
- Причины популярности Скиннера
- Бихевиоризм и агрессия
- О психологических экспериментах
- Теория фрустрационной агрессивности
- III. Бихевиоризм и инстинктивизм: сходство и различия[ 68] Черты сходства
- Новые подходы
- О политической и социальной подоплеке обеих теорий
- IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности
- Мозг как основа агрессивного поведения[ 96]
- Защитная функция агрессивности
- Инстинкт «бегства»
- Поведение хищников и агрессивность
- VI. Поведение животных
- Агрессивность в неволе
- Перенаселенность и агрессивность у людей
- Агрессивность животных в естественных условиях обитания
- Проблема территории и лидерства
- Агрессивность других млекопитающих
- Есть ли у человека инстинкт «Не убивай!»?
- VII. Палеонтология Является ли человек особым видом?
- Является ли человек хищником?
- VIII. Антропология[ 126]
- «Человек-охотник» – это ли Адам антропологии?
- Первобытные охотники и агрессивность
- Война у первобытных народов
- Революция эпохи неолита[ 143]
- Доисторическое общество и природа человека
- Революция городов[ 153]
- Как это произошло?
- Агрессивность в первобытных культурах
- Анализ тридцати первобытных племен
- Система а: жизнеутверждающие общества
- Система в: недеструктивное, но все же агрессивное общество
- Система с: деструктивные общества
- Иллюстрации к трем системам
- Индейцы зуни (система а)
- Племя манус (система в)
- Добу (система с)
- Симптомы жестокости и деструктивности
- Псевдоагрессия
- Непреднамеренная агрессия
- Игровая агрессия
- Агрессия как самоутверждение
- Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным
- Агрессивность и свобода
- Агрессия и нарциссизм[ 183]
- Агрессивность и сопротивление
- Агрессия и конформизм
- Инструментальная агрессия
- О причинах войн
- Условия снижения оборонительной агрессии
- X. Злокачественная агрессия: предпосылки Предварительные замечания
- Природа человека
- Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти[ 206] Ценностные ориентации и объект почитания
- Исторические корни
- Чувство единения
- Творческие способности
- Возбуждение и стимулирование
- Хроническая депрессия и скука (тоска)
- Структура характера
- Нейрофизические предпосылки
- Социальные условия
- О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность Кажущаяся деструктивность
- Спонтанные формы
- Исторический обзор
- Деструктивность отмщения
- Экстатическая деструктивность
- Поклонение деструктивности
- Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения
- Деструктивный характер: садизм
- Примеры сексуального садизма и мазохизма
- Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма
- Сущность садизма
- Условия, вызывающие садизм
- Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма
- XII. Злокачественная агрессия: некрофилия Традиционные представления
- Некрофильский характер[ 272]
- Некрофильские сновидения
- «Непреднамеренные» некрофильские действия
- Некрофильский язык
- Обожествление техники и некрофилия
- Манифест футуризма
- Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
- Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии
- Симптоматика «некрофилии»
- XIII. Злокачественная агрессия: адольф гитлер – клинический случай некрофилии Предварительные замечания
- Родители Гитлера и раннее детство[ 318] Клара Гитлер
- Алоис Гитлер
- Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)
- Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)
- Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)
- Вена (1907-1913)
- Методологические замечания
- Деструктивность Гитлера[ 328]
- Вытеснение деструктивности