5.5. Структура психологии этноса
Рассматривая вопрос об этнической идентичности, следует учесть, что этническое единство любого народа неразрывно связано с общностью его психики, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобразии ценностных ориентации, вкусов и т.п. Без учета данного обстоятельства не возможно уяснить не только механизм, обеспечивающий устойчивую жизнедеятельность отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение.
Основные элементы этнической психологии начали формироваться еще в недрах родовой общины. Каждый индивид в субъективном, психологическом плане стал осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывалось представление о «них» – о людях, принадлежащих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись, чему способствовали как рост численности собственной общности, так и более четкое понимание тех отличий, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие «они», отличные от «своих», порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться, лучше осознать себя, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей складывается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас». Напротив, если «они» были похожи на «нас», формировались благожелательные, менее напряженные тревожные психологические ощущения. Но и в том и в другом случае ощущения и отчужденности, и благожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, придавали сложность разнообразие психическим переживаниям. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память этнической общности, которая воспроизводила психологию всей общности независимо от особенностей каждого индивида.
Как показывает этническая история любого конкретного народа в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами, что является результатом восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д. Причем психические переживания историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни. При этом сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса – историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.
В структурном отношении психология каждого этноса представляет собой сложное явление, включающее в себя две больших группы компонентов: статические (долговременные) и динамические (кратковременные). Психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняющиеся и закрепляющиеся в психологии индивидов данного этноса, относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если какие-то черты кратковременны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этнической психологии такие черты принято считать динамическими.
Этническая психология существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, этнических интересов, ориентаций, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психических процессов и состояний этнофора, а также в виде этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношения и общения людей, которые принято называть национально-психологическими особенностями. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «психический склад этноса» («этническая психология») как к общему, как одному из признаков этноса.
Статические компоненты психологии этноса. К числу статических компонентов относится психический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. Он представляет собой продукт исторического развития, создается из поколения в поколение и проявляется в чувствах, настроениях, волевых качествах и способах поведения, свойственных этапам исторического развития этноса. В свою очередь составляющими психического склада этноса являются этнический характер, этническое самосознание, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.
Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и представляет собой совокупность взаимосвязанных психических личностных качеств, типичных для всего человечества, сочетающихся в каждом этносе в зависимости от социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Он проявляется в стереотипах восприятия, мышления, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это специфическое взаимоотношение тесно связанных психологических качеств, типичных для всех людей. Черты этнического характера могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены – они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие промежутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.
В этническом характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и психики. Отношение к окружающему проявляется через консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и другие черты характера. Отношение к труду проявляется в этническом характре в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. В действительности ни один из народов не обладает монополией на те или иные специфические черты. В групповом поведении каждой этнической группы представлен полный набор характерологических качеств, различие лишь – в степени и форме их проявления. У представителей различных этносов эти качества имеют различное наполнение и проявление.
Этнический темперамент – предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Это определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец – улыбаться, чтобы не огорчать других). Он является внешним выражением этнического характера в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств.
Понятие темперамент в этнопсихологии имеет иной смысл, чем в общей психологии, этнический темперамент не есть темперамент личности. В психологической науке давно установлено, что психические свойства людей определяются их нейрофизиологической структурой и условиями проживания в определенной климатической среде, образом жизни и способами деятельности. Но в этнопсихологии этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Это устойчивый феномен, проявляющийся на протяжении истории у представителей различных поколений одного этноса как стабильная форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее подвижностью и возбудимостью.
Этнические традиции и обычаи – исторически сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Этнические традиции и обычаи имеют проявления, характерные для характерные для данного этноса и передаются из поколение в поколение. Обычаи и традиции – сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (т.е. они могут как осознаваться, так и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и правил поведения люди усваивают подсознательно с помощью механизма подражания. Изначально обычаи и традиции внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие поколения зачастую утрачивают представления о целях и причинах выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данной формы поведения уходит в подсознание. На уровне сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция.
Сферой распространения этнических обычаев являются преимущественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки, которые из поколения в поколение проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются под влиянием общественно-исторических условий жизнедеятельности этноса. В процессе его исторического развития одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общественно-исторических условиях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых порах они еще нуждаются в поддержке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в сознании и подсознании людей, они превращаются в независимую характерную особенность психологического образа жизни этноса.
Этнические традиции и обычаи проявляются не только в поступках, делах, стиле общения, но и в движениях, жестах, мимике и других еле заметных проявлениях психологии людей. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию «свой – чужой» по едва уловимым проявлениям психики.
Этническое сознание наряду с психическим складом этноса также представляет собой статический компонент этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия и имеет сложную структуру, поскольку его объектами являются и свой собственный этнос, и другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания – совокупности восприятий, представлений и понимания своей собственной этнической общности, а во втором случае этническое сознание трактуется как совокупность восприятий, представлений и понимания особенностей других этнических общностей.
Как отмечено выше, далеко не всякую совокупность людей, обладающую относительной общностью культуры и психики, можно назвать этносом. Непременным условием этнической определенности является выделение и противопоставление какой-либо общности другим, т.е. наличие антитезы «мы – они». Поэтому этнос – только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей. Осознание членами этноса своего группового единства в этнологии принято именовать этническим самосознанием, которое можно определить как осознание принадлежности к конкретной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом своего самоназвания – этнонима.
Однако этническое сознание не ограничивается только сознанием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других этносах. Последние, как правило, избирательны, не всегда объективны и полны. Они преломляются через субъективные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стирают другие. Подобная избирательность характерна и при осознании своих этнических особенностей.
Динамические компоненты психологии этноса. Весьма важной и обязательной составной частью этнической психологии являются динамические компоненты, которые представлены этническими чувствами и этническими вкусами.
Этнические чувства – это эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Отличия одного этноса от другого проявляются именно в комбинации чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей конкретного этноса.
Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны, чем психический склад или психическое сознание этноса. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены: войны, экономические кризисы, межнациональные конфликты. Этнические чувства могут носить позитивные оттенки (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу и т.п.) и негативные (шовинизм, расизм, отчужденность от других народов, презрение к своему народу). Этнические чувства свидетельствуют о том, что этнос не просто творит историю, но и эмоционально ее переживает.
Этнические вкусы – это исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. По сути, этнические вкусы являются оценкой правильности, нормальности, красоты, морали и норм поведения, принятых в данной этнической общности. Этнические вкусы вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать в явлениях какие-то черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется менталитет. Этнические вкусы проявляются в нравственном поведении, образе жизни, убранстве дома, одежде, отношениях между людьми, искусстве, то есть в национальной культуре этноса, и каждая культура своеобразна именно потому, что в ней наиболее очевидно выражаются этнические особенности психики.
Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложившихся условий жизни этнической общности, однако эта детерминация не однозначна: определенное сходство может существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у генетически и культурно родственных этносов. Этнические вкусы обусловлены не только географическими условиями, но также религиозными идеями и представлениями, которые у родственных этносов зачастую не совпадают.
Наконец, в контексте структуры психологии этноса интересно рассмотреть вопрос, как отличается восприятие «своего» и «чужого». Человеку свойственно преувеличивать достоинства своего этноса и преуменьшать достоинства других. Например, то, что у себя называется экономностью, у других будет скупостью; настойчивость у себя трактуется как упрямство у других и т.д. В этом проявляется феномен стереотипа – упрощенного, схематизированного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого образа какой-либо этнической группы и общности, распространяемого на всех ее представителей.
Этнические стереотипы неизбежно искажают реальность, которую пытаются отразить. Но какой бы степени соответствия действительности не были стереотипы, они есть факт психической реальности, определяющий межэтнические отношения.
- Р.И.Зинурова
- Этнос и личность:
- Психология и педагогика
- Учебное пособие
- Глава 1. Феномен и методология этничности
- 1.1. Этничность в современном обществе
- 1.2. Феномен этничности
- 1.3. Методологические подходы к пониманию этничности
- 1.4. Этнос и функции этничности
- Использованная литература
- Глава 2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
- 2.1. Научные традиции в развитии этнопсихологии.
- Различия в исследовательских подходах
- 2.2. Методологические основы этнической психологии: предмет, принципы, задачи, функции
- 2.3. Междисциплинарные связи этнопсихологии
- Использованная литература
- Глава 3.
- 3.1. Этнопсихология и этнопедагогика
- 3.2. Предмет этнопедагогики
- 3.3. Педагогическая культура, ее сущность и содержание
- Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
- 3.4. Цели народной педагогики
- Глава 4. История развития этнопсихологии
- 4.1. Предпосылки возникновения
- Этнопсихологических исследований
- 4.2. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной области знания
- 4.3. Зарождение этнопсихологии в отечественной традиции
- 4.4. Развитие «психологии народов» в зарубежных исследованиях
- 4.5. Развитие «психологии народов» в отечественной традиции
- Использованная литература
- Глава 5. Этническое самосознание и этническая идентичность
- Этническая идентификация
- Типы этнической идентичности
- 5.3. Динамика этнической идентичности
- 5.4. Признаки этнической идентификации
- К культурным признакам также относятся:
- 5.5. Структура психологии этноса
- Использованная литература
- Содержание
- 420039, Г. Казань, ул. Исаева, 12