logo
Зинурова пед

К культурным признакам также относятся:

Производственная подсистема культуры этноса, представляющая совокупность средств и механизмов, направленных на поддержание непосредственной жизнедеятельности членов этнической группы: жилище, поселения, питание, одежда и т.п. В отечественной этнографии накоплен обширный эмпирический материал, демонстрирующий разграничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукочевой, кочевой), формам орудий труда, типу жилищ, одежды и других элементов материальной культуры. Однако сегодня материальная культура разных народов теряет свой этнический характер, поэтому значение ее элементов в условиях урбанизации как этнодифференцирующих признаков уменьшается.

Соционормативная подсистема культуры этноса включает такие институты как право, мораль, обычаи, обряды, традиции, ритуалы, религиозные институты и социальные структуры. Общность соционормативной культуры имеет важное значение для внутренней интеграции этноса, обеспечивая при этом регуляцию, координацию поведения, и деятельности людей. Существенно различаются семейный быт, брачные обычаи и обряды. В общении между людьми этническое своеобразие проявляется на каждом шагу. В литературе имеются хрестоматийные примеры: болгары, у которых в отличие от огромного большинства народов мира кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево – согласие. Американец закидывает ногу на ногу иначе, чем русский или француз, – он кладет на колено одной ноги щиколотку другой. Европейцы хлопают руками в знак восхищения или радости, а китайцы – в знак горя или разочарования. Переодетого европейского путешественника, полагавшего, что он отлично знает обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников только потому, что он отбивал такт музыки ногой; другого путешественника в сходном случае выдало то, что утром он сделал свой первый шаг не той ногой, какой остальные.

Словом, быт каждой страны пронизан особенностями, которые являются именно этническими, и нередко заметить их, понять их специфику может только посторонний для данного этноса человек. Но все-таки обряды и обычаи разных народов имеют достаточно много сходных черт, что затрудняет процесс идентификации, и даже если они сильно отличаются друг от друга, требуется специалист, чтобы правильно решить вопрос идентификации.

Познавательная подсистема культуры этноса включает совокупность научных и эмпирических знаний и опыта, а также искусство в различных проявлениях: профессиональное искусство и литература, народное творчество, педагогическая культура и т.д.) В этой системе особо выделяется такой символический признак как общность исторической судьбы, традиционно высоко оцениваемый участниками эмпирических исследований. Этот символ активно транслируется через образование, художественную культуру, историческую науку и средства массовой информации.

По мнению сторонников конструкционизма значение и роль культурных маркеров варьируют в восприятии членов этнических групп. Так, у разных этнических групп в Австралии ключевыми оказались: религия у ирландцев, поляков, малайцев, верующих евреев; семейные связи у итальянцев и неверующих евреев; антропология у китайцев; территория у аборигенов и т.п. (Кузнецов И.М.,1994).

Религиозный признак на прежних этапах развития этносов выполнял свою этноконсилидирующую и соответственно дифференцирующую роль. Проводимые в Республике Татарстан исследования показывают, что конфессиональные ориентации молодежи республики чаще совпадают с традиционными для того или иного этноса конфессиями: 71,5% русских отнесли себя к православию, 76,5% татар – к исламу. Среди татар 7,8% назвали себя православными – как известно, в татарском этносе выделяется этноконфессиональная группа татар-кряшен. В то же время, конфессиональное и религиозное сознание не всегда совпадают: около 10% среди назвавшихся православными или мусульманами не считают себя верующими или хотя бы колеблющимися. Этот факт еще раз подтверждает, что конфессиональная принадлежность подчас выступает не только как форма религиозного, но и этнонационального сознания (Р.Н.Мусина, Я.З.Гарипов, Р.И.Зинурова, Л.В.Сагитова, Р.М.Мухаметшин).

Сегодня религиозный признак существует преимущественно в виде основных мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Сформировавшиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немало народов мира. Однако мировые религии также не являются показателями этнической принадлежности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов.

Таким образом, в современной научной традиции не сложилась единая и общепринятая система этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков, на основе которой можно было бы решать вопрос об этнической идентичности. Это вполне закономерно, поскольку неповторимый облик каждого этноса создается не отдельной или специфической чертой, а особым, характерным только для него сочетанием объективных свойств, многие из которых могут быть присущи и каким-то другим этносам. В конечном счете, этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особым объединением людей, отличая себя от других аналогичных общностей. В науке до сих пор актуальна проблема выявления «неразложимого остатка», который позволит уверенно провести идентификацию. Очевидно, что это то внутреннее сознание и те стереотипы, которые позволяют человеку действовать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса, то, что принято называть этническим самосознанием или этнической идентичностью. Выявлением такого «неразложимого остатка» – души этноса занимается этническая психология. Для дальнейшей расшифровки этнической идентичности рассмотрим структуру психологии этноса.