4.2. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной области знания
Зарождение этнопсихологии как самостоятельной области знания, по общему признанию, произошло в Германии. Начало исследованиям природы национальной психологии с позиции теории «народного духа» было положено в середине XIX века, когда немецкие ученые Х. Штейнталь и М. Лацарус в 1859 году начали издавать специальный «Журнал психологии народов и языкознания». В программной статье «Мысли о народной психологии» они опубликовали свои представления о сущности этнопсихологии как новой отрасли знаний, предназначенной исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых люди действуют как некоторое единство. Для индивида самой существенной и самой необходимой из всех групп является народ. Народ есть совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу. Духовное родство между людьми не зависит от происхождения или языка, так как люди определяют себя принадлежащими к определенному народу субъективно. Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания «все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе», при этом «воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом» (Штейнталь Х., 1960).
Штейнталь и Лацарус за основу брали «дух народа» как некую таинственную субстанцию, которая остается неизменной при всех переменах и обеспечивает единство национального характера при всех индивидуальных различиях. Народный дух понимался как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. Именно народный дух, который проявляется прежде всего в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях, и призвана изучать психология народов (Штейнталь Х., 1960).
Основными задачами «Психологии народов» является: а) психологически познать сущность народного духа и его действия; б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа (Шпет Г.Г., 1989).
В «Психологии народов» можно выделить два аспекта. Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй – психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур.
Подводя итог изложению идей, выдвинутых М.Лацарусом и X.Штейнталем в 1859 г., дадим краткое определение «Психологии народов». Они предлагали строить этническую психологию как объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и исследование духовной природы всего человеческого рода (Штейнталь Г., 1960).
Последователям этой школы удалось собрать значительный фактический материал, характеризующий особенности духовной жизни народов на разных этапах их исторического развития.
Идею о выделении психологии народов как особой отрасли знаний стремился развить и другой немецкий социальный психолог Вильгельм Вундт. Его серьезный труд «Психология народов», вышедший в 1900–1920 гг. в объеме 10 специальных томов, имел своей целью окончательно закрепить право существования национально – психологических представлений, которые мыслились Вундтом как продолжение и дополнение индивидуальной психологии. Вундт понимал сущность психологии народов иначе, чем его предшественники Штейнталь и Лацарус.
В своей концепции он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт историко-культурного развития сообществ людей. Он возражал против прямой аналогии вплоть до отождествления индивидуального сознания и сознания народа. По его мнению, народное сознание есть творческий синтез (интеграция) индивидуальных сознаний, результатом которого является новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхиндивидуальной или сверхличностной деятельности в языке, мифах, морали. Именно совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве новых явлений, то есть в качестве содержания души народа, им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов.
Хотя Вундт понимал сущность психологии народов в несколько ином свете, чем Штейнталь и Лацарус, он всегда, подчеркивал, что психология народов – это наука о душе народа, которая проявляется в языке, мифах, обычаях, нравах (Вундт В., 1998). Остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ранее названным. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением.
«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше те представления, из которых они проистекают» (Вундт В., 1998, с.226).
Таким образом, основным методом психологии народов, Вундт считает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, то есть языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.
- Р.И.Зинурова
- Этнос и личность:
- Психология и педагогика
- Учебное пособие
- Глава 1. Феномен и методология этничности
- 1.1. Этничность в современном обществе
- 1.2. Феномен этничности
- 1.3. Методологические подходы к пониманию этничности
- 1.4. Этнос и функции этничности
- Использованная литература
- Глава 2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
- 2.1. Научные традиции в развитии этнопсихологии.
- Различия в исследовательских подходах
- 2.2. Методологические основы этнической психологии: предмет, принципы, задачи, функции
- 2.3. Междисциплинарные связи этнопсихологии
- Использованная литература
- Глава 3.
- 3.1. Этнопсихология и этнопедагогика
- 3.2. Предмет этнопедагогики
- 3.3. Педагогическая культура, ее сущность и содержание
- Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
- 3.4. Цели народной педагогики
- Глава 4. История развития этнопсихологии
- 4.1. Предпосылки возникновения
- Этнопсихологических исследований
- 4.2. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной области знания
- 4.3. Зарождение этнопсихологии в отечественной традиции
- 4.4. Развитие «психологии народов» в зарубежных исследованиях
- 4.5. Развитие «психологии народов» в отечественной традиции
- Использованная литература
- Глава 5. Этническое самосознание и этническая идентичность
- Этническая идентификация
- Типы этнической идентичности
- 5.3. Динамика этнической идентичности
- 5.4. Признаки этнической идентификации
- К культурным признакам также относятся:
- 5.5. Структура психологии этноса
- Использованная литература
- Содержание
- 420039, Г. Казань, ул. Исаева, 12