Учебно-методического комплекса по юридической психологии
Организационно-методический раздел…….……....………………….4
Содержание курса……………………………….………………………6
Планы семинарских занятий…………………………………………..15
Учебно-тематический план……………………………………............40
Вопросы итогового контроля……………………………...………….45
Задания для выполнения контрольных работ студентами заочного отделения……………………………………………………………….48
Темы рефератов……………………………………………………......66
Тесты по курсу…………………………………………………………67
Список литературы…………………………………………………….75
Учебная программа курса «Юридическая психология»
1 . Организационно-методический раздел
Юридическая психология является прикладной отраслью психологии, изучающей психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности органов юстиции, а также социально- психологические процессы и явления связанные с этой деятельностью, которые активно воздействуют на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей.
Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем. Такие базовые уголовно- правовые понятия, как вина, мотив, личность преступника, преступное поведение, имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические знания являются составной частью юридического образования. Поэтому учебный курс юридической психологии является важным элементом в системе юридических дисциплин в высших учебных заведениях России.
Изучение юридической психологии предполагает, с одной стороны, овладение знаниями о разнообразных проявлениях психики лиц, участвующих в ситуациях правового регулирования, являющихся субъектами тех или иных правоотношений, и, с другой,- формирование у студентов необходимых юристу умений и навыков применения полученных психологических знаний в практической деятельности.
В конце изучения курса юридической психологии студенты предоставляют контрольную работу объемом до 10-12 страниц машинописного текста и сдают зачет с оценкой. Контрольная работа являются рубежным контролем изучения наиболее сложных тем курса юридической психологии.
Изучение этой дисциплины необходимо каждому юристу, специализирующемуся в уголовно-правовой сфере как часть профессиональной подготовки к деятельности по должностному предназначению.
Основной метод изучения курса – самостоятельная работа студентов по овладению знаниями путем систематической работы с нормативными актами, учебной литературой, теоретическими трудами и другими источниками, рекомендуемыми в заданиях по соответствующим темам.
По курсу юридической психологии проводятся лекции, семинарские занятия, выполняется контрольная работа.
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и призваны дать основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. Лекции служат организующим началом работы студента, поскольку они содержат рекомендации по организации самостоятельной работы.
Семинарские занятия имеют целью более детальное изучение теоретических вопросов и привития первоначальных навыков анализа психических состояний личности, а также решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов уголовной юстиции.
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
сущность и структуру юридической психологии;
теоретические положения о принципах и задачах юридической психологии ;
психологические особенности личности субъектов правоприменительной деятельности, динамику их психических( познавательных) процессов, эмоциональных состояний, влияние на их поведение свойств характера, темперамента, мотивационной сферы;
Уметь:
применять знания о психологических факторах и обстоятельствах, требующие правовой оценки при рассмотрении уголовных дел, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, при разрешении гражданско-правовых споров в суде;
применять знания психологии в области криминалистики, криминологии при производстве по уголовному делу;
самостоятельно пополнять свои знания в данной сфере;
совершенствовать навыки практического применения способов регуляции отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности юриста.
Быть ознакомленным:
с тенденциями и направлениями развития науки юридической психологии;
с тенденциями и историей развития юридической психологии в других странах;
с социально-психологическими особенностями профессиональной деятельности юриста, ее структурными компонентами (познавательным, коммуникативным, организационно-управленческим и др.).
2. Содержание курса
- Юридическая психология
- Учебно-методического комплекса по юридической психологии
- Раздел I Введение в юридическую психологию.
- Тема 1. Предмет юридической психологии
- Раздел II Личность в сфере правоохранительной деятельности.
- Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.
- Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом
- Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния.
- Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности
- Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе
- Раздел III. Криминальная психология
- Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления)
- Тема 8. Психология личности преступника
- Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)
- Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
- Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
- Тема 11. Психология личности юриста
- Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
- Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)
- Тема 14. Психология допроса.
- Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста
- Тема 16. Психологические особенности судопроизводства
- Контрольные вопросы:
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом. Контрольные вопросы:
- Практические задания.
- Тест Мюнстерберга на избирательность внимания
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их влияние на поведение человека Контрольные вопросы:
- Темы для докладов:
- Письменная работа:
- Практические задания:
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Индивидуально-психологические особенности личности.
- Контрольные вопросы:
- Темы для докладов.
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
- Контрольные вопросы:
- Темы для докладов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Психология преступного поведения (психология преступления).
- Психология личности преступника
- Контрольные вопросы:
- Темы для докладов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Контрольные вопросы:
- Темы для рефератов:
- Дополнительная литература:
- Семинар по теме № 10: Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста Контрольные вопросы:
- Темы для докладов:
- Информационная профессиокарта
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Практическое занятие по теме № 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) контрольные вопросы:
- Темы для докладов:
- Дополнительная литература:
- Конфликтные ситуации
- Что делать заведующему кафедрой?
- Семинар по теме № 14. Психология допроса
- Контрольные вопросы:
- Темы для рефератов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Семинар по теме № 16. Психологические основы судопроизводства
- Контрольные вопросы:
- Основная литература:
- Учебно-тематический план для студентов заочного отделения юридического факультета
- Задания для выполнения контрольных работ студентами заочного отделения. Методические указания
- Вариант №1 План Методические указания
- Литература
- Вариант №2 План
- Методические указания
- Литература
- Литература
- Вариант №4 психология отдельных следственных действий План
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Вариант № 8 психология личности. Психические состояния личности План
- Методические указания
- Литература
- Вариант №9 психические познавательные процессы План
- Методические указания
- Литература
- Вариант №10 психология судебной деятельности по уголовным делам План
- Литература
- Литература
- Литература
- Темы рефератов по юридической психологии
- Тесты по курсу «юридическая психология»
- 10. В рамках индивидуально-психологического подхода при допросе необходимо учитывать:
- Прием, менее всего побуждающий субъекта воздействия к произвольной речевой продукции: