logo
Готов

Методические указания

При ответе на указанные в плане вопросы следует дать общую характеристику всей совокупности познавательных процессов. Опреде­лить их место в системе психических явлений.

При изучении отдельных познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы: 1) сущность данного познаватель­ного процесса, его определение; 2) физиологические механизмы дан­ного познавательного процесса; 3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса; 4) закономерности данного позна­вательного процесса и их проявление в юридической практике.

Задача № 1. Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные пост­ройки, участки местности; наблюдать за поведением обыскиваемого и обыскивающих; анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследо­вания. Задание. Какое из свойств внимания особенно ярко проявляет­ся в данной ситуации?

Задача № 2. Поздней ночью, около 23 часов, Николаев и Петров поджидали попутную машину, стояли на обочине дороги. Место было неосвещенным. Николаев находился здесь около часа, Петров недав­но вышел из дома. Мимо промчалась машина, водитель которой не остановился. В дальнейшем, на допросе в качестве свидетелей, Нико­лаев дал показания, относящиеся к описанию машины и людей, нахо­дящихся в кабине. Петров же сказал, что ни машину, ни людей в ней описать не может. Он указал лишь на то, что машина была грузовая. Николаев и Петров одного возраста, зрение у обоих нормальное. За­дание. Какая из психофизиологических закономерностей зрительных ощущений должна быть учтена следователем при допросе этих свиде­телей и оценке их показаний?