logo
Музыкальная терапия в эпоху Водолея

Бо­лее де­таль­ный взгляд на про­бле­му

Т ер­мин HEMISYNC был вы­бран по­то­му, что мно­гие со­стоя­ния соз­на­ния, дос­ти­гае­мые с по­мо­щью этой тех­но­ло­гии, свя­за­ны с уни­каль­ной син­хрон­но­стью ра­бо­ты по­лу­ша­рий моз­га на оп­ре­де­лен­ной час­то­те. Син­хрон­ные ко­ле­ба­ния в моз­ге дав­но уже из­вест­ны как осо­бен­ность ме­ди­та­тив­ных и гип­на­го­ги­че­ских со­стоя­ний, од­на­ко уни­каль­ность HEMISYNC в том, что он мо­жет ин­ду­ци­ро­вать и уг­луб­лять та­кие со­стоя­ния соз­на­ния. При­чи­на это­го ле­жит в об­лас­ти фи­зио­ло­гии. Ка­ж­дое ухо "при­вя­за­но" в обо­им по­лу­ша­ри­ям моз­га (Rosenzweig, 1961). Ка­ж­дое ухо име­ет свое ­ме­ди­аль­ное ко­лен­ча­тое те­ло (зву­ко­об­ра­ба­ты­ваю­щий центр), ко­то­рое по­лу­ча­ет сиг­на­лы от ка­ж­до­го уха. Ко­гда та­кая фи­зио­ло­ги­че­ская струк­ту­ра вос­при­ни­ма­ет би­нау­раль­ный ритм, то в ка­ж­дом по­лу­ша­рии воз­ни­ка­ет по стоя­чей вол­не оди­на­ко­вой час­то­ты и ам­пли­ту­ды. То есть би­нау­раль­ный ритм спо­соб­ст­ву­ет син­хро­ни­за­ции по­лу­ша­рий, на­блю­дае­мой в ме­ди­та­тив­ных и гип­на­го­ги­че­ских со­стоя­ни­ях соз­на­ния. Эти рит­мы мо­гут так­же улуч­шить функ­цио­ни­ро­ва­ние моз­га, по­сколь­ку по­мо­га­ют слу­шаю­ще­му их соз­на­тель­но на­ла­жи­вать меж­по­лу­шар­ные нерв­ные свя­зи на нуж­ной час­то­те.

Два по­лу­ша­рия моз­га мож­но рас­смат­ри­вать как два от­дель­ных мо­ду­ля по об­ра­бот­ке ин­фор­ма­ции. Оба пред­став­ля­ют со­бой слож­ные ког­ни­тив­ные сис­те­мы; оба об­ра­ба­ты­ва­ют ин­фор­ма­цию как па­рал­лель­но, так и не­за­ви­си­мо, при­чем взаи­мо­дей­ст­вие их не яв­ля­ет­ся ни не­пре­рыв­ным, ни про­из­воль­ным (Zaidel, 1985). Бла­го­да­ря это­му, со­стоя­ния соз­на­ния (ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия ума-соз­на­ния с моз­гом) мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны не толь­ко в тер­ми­нах про­цент­но­го со­от­но­ше­ния моз­го­вых волн оп­ре­де­лен­ных час­тот, но и как обо­соб­ле­ние и/или взаи­мо­дей­ст­вие по­лу­ша­рий. Не­ко­то­рые же­лае­мые со­стоя­ния соз­на­ния тре­бу­ют сво­бод­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду по­лу­ша­рия­ми, в то вре­мя как дру­гие — ис­поль­зо­ва­ния осо­бен­но­стей об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции ка­ж­дым из по­лу­ша­рий. Спо­соб по­зна­ния ка­ж­до­го ин­ди­ви­дуу­ма и, как след­ст­вие, его спо­соб­ность вос­при­ни­мать ре­аль­ность и взаи­мо­дей­ст­во­вать и с ней за­ви­сят от его спо­соб­но­сти ис­пы­ты­вать раз­лич­ные со­стоя­ния соз­на­ния. Про­цесс HEMISYNC да­ет воз­мож­ность эту спо­соб­ность рас­ши­рить.

Ка­ж­дое со­стоя­ние соз­на­ние оп­ре­де­ля­ет­ся да­ле­ко не един­ст­вен­ным ти­пом волн в моз­ге, оно вклю­ча­ет в се­бя боль­шое чис­ло сме­шан­ных ти­пов волн. При­чи­на это­го — в са­мой струк­ту­ре моз­га. Мозг раз­де­лен не толь­ко по го­ри­зон­та­ли (на по­лу­ша­рия), но и по вер­ти­ка­ли. Он вклю­ча­ет в се­бя моз­же­чок, та­ла­мус, лим­би­че­скую сис­те­му и ко­ру го­лов­но­го моз­га. Ко­ра, в свою оче­редь под­раз­де­ля­ет­ся на та­кие функ­цио­наль­ные по­доб­ла­сти как лоб­ные до­ли, те­мен­ные до­ли, ви­соч­ные до­ли и за­ты­лоч­ные до­ли. Это, ко­неч­но са­мая гру­бая клас­си­фи­ка­ция, внут­ри ка­ж­дой из этих до­лей су­ще­ст­ву­ет бо­лее тон­кое де­ле­ние. Важ­но то, что для ка­ж­до­го оп­ре­де­лен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния ум-соз­на­ние взаи­мо­дей­ст­ву­ет со все­ми об­лас­тя­ми моз­га, и ка­ж­дая из об­лас­тей ре­зо­ни­ру­ет на оп­ре­де­лен­ной, свой­ст­вен­ной толь­ко это­му со­стоя­нию, час­то­те (Luria, 1970).

Ин­сти­тут Мон­ро за­ни­ма­ет­ся изу­че­ни­ем из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния и тех­но­ло­ги­ей HEMISYNC на про­тя­же­нии уже бо­лее 30 лет. Ис­сле­до­ва­ние эф­фек­тив­ных сти­му­лов для вхо­ж­де­ния в эти со­стоя­ния по­на­ча­лу опи­ра­лось на при­ме­не­ние био­ло­ги­че­ской об­рат­ной свя­зи од­но­вре­мен­но с про­слу­ши­ва­ни­ем би­нау­раль­ных рит­мов, а в даль­ней­шем — с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­ки ЭЭГ. В на­ча­ле Ро­берт Мон­ро про­тес­ти­ро­вал в ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей, что­бы изу­чить их ре­ак­цию на сти­му­ля­цию би­нау­раль­ны­ми рит­ма­ми. Ве­лись за­пи­си об эф­фек­тив­но­сти воз­дей­ст­вия ка­ж­до­го рит­ма на ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. За­тем би­нау­раль­ные рит­мы сме­ши­ва­лись, и опять на­блю­да­лась ре­ак­ция на них ис­пы­туе­мых. По­сле ме­ся­цев (а в не­ко­то­рых слу­ча­ях, лет) экс­пе­ри­мен­тов на­ча­ли вы­яв­лять­ся об­щие за­ко­но­мер­но­сти ре­ак­ции ис­пы­туе­мых на оп­ре­де­лен­ные ком­би­на­ции рит­мов. Не­ко­то­рые из этих ком­би­на­ций ока­за­лись бо­лее эф­фек­тив­ны­ми, чем рит­мы од­ной оп­ре­де­лен­ной час­то­ты.

Учи­ты­вая слож­ность ра­бо­ты моз­га и ги­по­те­зу о том, что вол­ны в нем воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те од­но­вре­мен­ной ра­бо­ты мно­гих ге­не­ра­то­ров ко­ле­ба­ний, рас­по­ло­жен­ных в раз­лич­ных зо­нах моз­га, бы­ла раз­ра­бо­та­на тео­рия, со­глас­но ко­то­рой для вхо­ж­де­ния в оп­ре­де­лен­ное со­стоя­ние соз­на­ния че­ло­век дол­жен иден­ти­фи­ци­ро­вать эти слож­ные фор­мы ко­ле­ба­ний и ими­ти­ро­вать их с по­мо­щью ря­да уп­лот­нен­ных не­су­щих час­тот, ге­не­ри­рую­щих при взаи­мо­дей­ст­вии ге­те­ро­ди­ни­ро­ван­ные би­нау­раль­ные рит­мы. Воз­мож­но, имен­но слож­ность сти­му­ли­рую­щих сиг­на­лов де­ла­ет про­цесс HEMISYNC та­ким эф­фек­тив­ным. Тео­ре­ти­че­ски, ге­те­ро­ди­ни­ро­ван­ные би­нау­раль­ные рит­мы в этих уни­каль­ных со­че­та­ни­ях по­зво­ля­ют раз­ным час­то­там взаи­мо­дей­ст­во­вать с раз­ны­ми зо­на­ми моз­га, что по­зво­ля­ет по­гру­жать раз­ных лю­дей в со­стоя­ние соз­на­ния со сход­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Про­цесс HEMISYNC да­ет дос­туп к раз­но­об­раз­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния. Он яв­ля­ет­ся ком­би­на­ци­ей хо­ро­шо из­вест­ных ин­дук­тив­ных ме­то­дик с от­ла­жен­ной тех­но­ло­ги­ей би­нау­раль­ных рит­мов, что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию в моз­ге ко­ле­ба­ний оп­ре­де­лен­но­го ти­па. Про­цесс HEMISYNC эф­фек­ти­вен и безо­па­сен и име­ет са­мые раз­но­об­раз­ные при­ло­же­ния, в том чис­ле (но не толь­ко): для рас­слаб­ле­ния, ме­ди­та­ции, раз­ви­тия ин­туи­ции, по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти обу­че­ния, улуч­ше­ния сна, са­мо­чув­ст­вия и ис­сле­до­ва­ния рас­ши­рен­ных со­стоя­ний соз­на­ния.

Hemi-Sync дос­ту­пен ши­ро­ко­му кру­гу поль­зо­ва­те­лей бла­го­да­ря соз­дан­ным мно­го­чис­лен­ным обу­чаю­щим про­грам­мам. На­при­мер, в Ин­сти­ту­те Мон­ро в Вирд­жи­нии про­во­дят­ся не­дель­ные кур­сы. Для ис­поль­зо­ва­ния в до­маш­них и кли­ни­че­ских ус­ло­ви­ях су­ще­ст­ву­ют так­же спе­ци­аль­ные ау­дио­кас­се­ты и ком­пакт-дис­ки.