logo search
волкова экзамен

11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.

Основными задачами консультативного пункта являются: – оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей; – оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; – оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ и собирающихся посещать ДОУ; – проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; – обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей). Работа консультативного пункта способствует повышению удовлетворенности родителей воспитанников деятельностью ДОУ, поскольку они рассматриваются как потребители муниципальной услуги, и отношения с ними строятся на принципах социального партнерства.

Основными формами деятельности консультативного пункта являются организация дискуссий, лекториев, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку, через организацию работы сайта образовательного учреждения. Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность к обучению в школе; профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; организация игровой деятельности; организация питания детей; создание условий для закаливания и оздоровления детей; социальная защита детей из различных категорий семей. Для оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: медицинского работника, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Для фиксирования деятельности консультативного пункта ведется следующая документация: – журнал регистрации обращений; – журнал посещаемости консультаций, лекториев и т. д.; – расписание консультативного пункта, заверенное руководителем ДОУ. Непосредственное руководство консультативным пунктом осуществляется заведующим ДОУ или лицом, назначенным его приказом.

Организация образовательного процесса консультативного пункта Содержание образовательного процесса консультативного пункта определяется утвержденными программами, технологиями, творческими разработками педагогов для обеспечения индивидуального, личностно- ориентированного развития детей. Участниками образовательного процесса являются дети, родители (законные представители) воспитанников, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, учителя-логопеды, администрация. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных 18 представителей) воспитанников. В консультативном пункте проводятся следующие виды мероприятий: – «Круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; – консультации специалистов; – устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице; – семейные спортивные встречи; – почта доверия, телефон доверия; – семейные проекты; – открытые занятия для просмотра родителей; – интеллектуальные ринги детей и родителей; – контрольные для родителей; – интервью с родителями и детьми на определенные темы; – родительская гостиная; – портфолио семейного успеха; – аукцион секретов воспитания и др.

Школьное Результативность работы педагога-психолога в качестве консультанта во многом зависит от его квалификации, знаний, опыта. В образовательном учреждении педагог-психолог также должен уметь организовывать свою деятельность, демонстрировать результаты проведенных исследований, добиваться от других выполнения рекомендаций. Практика показывает, что школьному психологу не всегда удается выполнять свой функционал в полном объеме и качественно. На структуру деятельности и распределение рабочего времени педагога-психолога негативно влияют такие факторы, как, например, отсутствие утвержденного плана работы данного специалиста, включенного в общий ежемесячный и годовой планы работы школы. Плохо структурированная информация, нечеткие задания, выполнение поручений, не связанных с должностными обязанностями, а также использование педагога-психолога, как наиболее свободной штатной единицы для замены уроков, сопровождения обучающихся на экскурсиях и т. д., приводит к бессистемному, фрагментарному характеру его труда. В таких обстоятельствах основным видом деятельности школьного психолога становится диагностика – в ущерб всем остальным равнозначно необходимым видам психологической помощи и, в частности, консультативной работе. Все эти сложности часто связаны с непониманием целей, задач и критериев оценки эффективности работы педагога-психолога самим специалистом, а также другими участниками образовательного процесса – администрацией, педагогами, обучающимися и их родителями. Критерии эффективности консультативной работы школьного психолога - количество обращений к педагогу-психологу учителей, родителей, других участников образовательного процесса; - структура запросов; - увеличение количества запросов, направленных на саморефлексию и саморазвитие.

Рекомендации по организации консультативной работы в образовательном учреждении 1.Начиная деятельность в качестве школьного психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией образовательного учреждения или на педсовете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данной школе, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты от его работы. Во время выступления следует рассказать, по каким вопросам смогут получить консультации у школьного психолога обучающиеся и их родители, педагоги, администрация. 2.Необходимо определить цели, задачи и основные направления работы, критерии эффективности для каждого из направлений деятельности, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого направления (наименование вида работы, сроки, с кем проводится, результаты, рекомендации). 3.Следует добиваться у администрации включения плана работы педагога-психолога в общий план работы школы и его утверждения. 4.Рекомендуется систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами проведенных в образовательном учреждении исследований, давать практические рекомендации по каждому вопросу. 5.Важно регулярно приглашать на консультации обучающихся и их родителей, учителей, других участников образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога. 6.Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень педагога-психолога. В настоящее время предоставляются самые широкие возможности в т. ч. и для совершенствования теоретической и практической подготовки в сфере психологического консультирования: обучение на краткосрочных и длительных курсах, специальная литература на русском и иностранных языках для самообразования и т. д. 7.Следует четко планировать и организовывать саму консультативную работу. 7.1.Созданию благоприятной атмосферы будет способствовать выделение в школе специально оборудованного кабинета (или места непосредственно в кабинете психолога). Уютная обстановка также важна. Два кресла, удобных для длительной беседы, объединенных в единое пространство с небольшим журнальным столиком, помогут создать необходимый для работы настрой. В данном помещении или отведенной зоне можно установить шкаф или полку с книгами, разместить картины на стене, положить какие-нибудь предметы на журнальный столик, чтобы собеседник мог переводить на них взгляд. Пространства должно быть достаточно для удобного подхода и размещения в кресле. В комнате необходимо поддерживать порядок. Если в данном помещении находится рабочий стол педагога-психолога, его следует освободить от нагромождения папок, книг, бумаг и прочих предметов. Уединенность и комфорт помогут любому пришедшему на консультацию успокоиться, расслабиться и установить доверительные отношения с психологом, а также настроиться на результативную работу. Непременным атрибутом в данном помещении являются часы. Пользоваться наручными часами или телефоном для контроля времени не следует, поскольку это может создать у клиента иллюзию спешки консультанта или ожидания последним важного звонка. 7.2. Комнату следует обязательно заранее проветривать, поскольку работа в душном помещении может быть малоэффективной. 7.3. Перед началом консультации необходимо уточнять, как зовут обучающегося, родителей, педагога и т. д. 7.4. Во время консультации на дверь кабинета можно помещать табличку с просьбой не входить. Также целесообразно выключать или убавлять громкость звонка мобильных телефонов. 7.5. К началу консультации педагогу-психологу следует находиться в кабинете. Если психолог задерживается, необходимо оставить информацию о том, где его можно найти. 7.6. Важно установить четкий график работы педагога-психолога, хорошо знать и соблюдать его. На двери кабинета школьного педагога, на информационном стенде для родителей и в учительской необходимо разместить утвержденный директором график работы педагога-психолога. Прежде чем назначить консультацию, необходимо уточнить, не занято ли время предполагаемой беседы другим делом. Наиболее подходящим временем для консультаций является вторая половина дня. Если планируется несколько консультаций подряд, не стоит назначать их друг за другом. Следует разделять их хотя бы 15-минутным перерывом. Данное время необходимо для проветривания, отдыха самого консультанта, просмотра результатов диагностики и комментариев педагогов, если предстоит разговор относительно конкретного обучающегося. Если консультант не сможет провести консультацию в назначенный день, необходимо связаться с клиентом и оповестить его об отмене или переносе консультации, а также согласовать дату новой встречи. 7.7. Приглашая родителей на консультацию, следует заранее предупредить сотрудника охраны школы о планируемой встрече и предоставить ему список с фамилиями, а самим родителям четко объяснить местонахождение кабинета психолога. 7.8. Разговаривая с родителями по телефону, психологу необходимо представиться, четко и внятно произнести свою фамилию, имя, отчество, должность, а также название образовательного учреждения, которое он представляет. 7.9. Назначая консультацию, важно кратко обозначить вопрос, который следует обсудить с учителем или родителями, а также предполагаемое количество времени, которое может потребоваться. 7.10. Если психологу предстоит консультировать представителей администрации образовательного учреждения, то также следует уточнить дату и время консультации, обсуждаемый вопрос, состав участников. 7.11. Для удобства ведения консультативной работы необходимо иметь «Журнал консультаций». В нем следует отражать дату назначенной консультации, время ее проведения, фамилию, имя и отчество обратившегося, суть волнующей его проблемы, контактный телефон обратившегося. В графе «Примечания» можно делать пометки о необходимости ознакомить с результатами диагностики или пригласить кого-либо из учителей или администрации для получения дополнительной информации. 8. Эффективность консультативной работы педагога-психолога зависит не только от его умения оптимально организовать рабочий процесс. Не менее важно уметь полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями, наполнять жизнь интересными событиями.