37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:
- Что я хочу получить в результате собеседования?
- Как этого добиться?
- Что нужно уметь для этого?
То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования.
Основной этап консультирования. Основной этап консультирования - это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.
Первая фаза - психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог (социальный работник) освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.
Вторая фаза - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия - предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Большинство клиентов в первые минуты разговора чувствуют себя в лучшем случае неуверенно. В это время на клиента воздействует множество новой информации, работает так называемый ориентировочный рефлекс. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1~3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.
Третья фаза - заключение "договора-контракта" между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться так называемого "Вы-метода". Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза - так называемая фаза "исповеди". Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: "Расскажите подробно, что вас ко мне привело?" Этот вопрос дает начало стадии "исповеди", во время которой человек имеет возможность выговориться, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза (гипотезы) о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.
На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:
- клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;
- неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
- считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;
- не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.
Пятая фаза - фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.
В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.
Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии - совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа "Мне кажется, что дело в том-то" или "Здесь прослеживается связь с тем-то". При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.
Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза "расширения целей". Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
Восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.
После консультации консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность.
Заключительный этап консультирования. Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
Социальное посредничество - это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1) определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2) оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3) помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Формы посредничества:
- посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов;
- социально-педагогическое;
- посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;
- посредничество в решении трудовых, семейных конфликтов и др.
Социальное посредничество все большую значимость приобретает и в решении межнациональных конфликтов. При таких конфликтных ситуациях важно учитывать местные традиции и обычаи.
Посреднические действия, осуществленные профессионально, позволяют помочь многим нуждающимся остановить конфликты и трагедии, утверждать социальное партнерство.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.