65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.
Консультация для воспитателей «Игра как средство становления личности ребёнка» Становление личности, процесс усвоения образцов поведения, норм, правил, установок, знаний, навыков – это процесс социализации личности, которая начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. По Г.М. Андреевой «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». При социализации детей действуют условия, принятые называть факторами, которые объединены в четыре группы: мегафакторы– космос, планета, мир; макрофакторы влияют на социализацию страны, этнос, общество, государство; мезофакторы которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка; принадлежности к СМИ (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам. К микрофакторам относят: семью, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные организации. Главными институтами социализации детей являются: семья, детский сад, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации. Важнейшую роль в том, как пройдёт становление личности ребёнка, конечно, играют люди, с которыми он непосредственно взаимодействует, с которыми протекает его жизнь. В первичной социализации: от рождения до поступления в школу таковыми выступают родители. Именно в семье дети начинают осмысливать первые нормы и ценности, приобретают начальные навыки взаимодействия, первые социальные роли. В современном обществе наблюдается возрастание количества разводов, малодетность, занятость женщины в трудовой деятельности, ослабление традиционной позиции отца, но все же роль современной семьи в процессе социализации остается весьма значимой. В старшем дошкольном возрасте на ребенка, кроме родственников, оказывают влияние и другие агенты социализации: воспитатели, няни, врачи, дантисты и т.д. Школа – следующий социальный институт, задающий начальные представления ребёнку как гражданину, здесь возникает устойчивое специфическое общение с ровесниками, которое становится важнейшим институтом социализации, независимым от контроля взрослых, а иногда и противоречащим ему. Личность дошкольника ещё в начале своего формирования, и на первых её этапах социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс. Как же осуществляется социализация детей? Никто не может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Сущность данного процесса помогает объяснить, как считает Н. Смелзер, анализ основных психологических механизмов: Имитация – это «осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения» , в первую очередь, родителей. Кроме того, образцами поведения могут стать воспитатели или другие люди, обладающие властью над ребёнком, высоким статусом или в случае, если между ребёнком и взрослым сложились теплые, эмоциональные отношения», либо наоборот, ребёнок копирует поведение взрослого, который его наказывает. Так, если воспитатель ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу в чулан. Идентификация - это неосознанный способ усвоения детьми поведения родителей, их жизненной позиции, установок и ценностей как собственных, т.к. ребёнок воспринимает особенности личности родителей, и других людей, с которыми тесно связаны. Например, если «родитель выбрал профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, ребёнок может последовать его примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным». Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, которые способствуют формированию определенного типа поведения. Запрещают или подавляют определенное поведение негативные механизмы стыд и вина. Эти чувства взаимосвязаны и во многом совпадают. Ребёнок испытывает стыд, если его застают «на месте преступления», когда он берёт что – то без разрешения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что его опозорили и разоблачили. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей, мучает собственная совесть. Как имитация и идентификация, чувства стыда и вины надолго западают в душу. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых, не понимая его ( ребёнок "помогает" вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или палку); игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли (дети, играя в куклы, говорят с ними ласково или сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям). Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я"; стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей», этому способствуют подвижные игры. В педагогике понятие «социализация» связано с понятиями «воспитание», «обучение», «развитие личности». Можно дать определение социализации – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитания и обучения. Воспитание следует рассматривать как процесс включения ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, в которых бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений - ситуации социального опыта. Оба процесса: и воспитание и социализация направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, протекают одновременно, но независимо друг от друга. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а социализация идет непрерывно. Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение. Социализация – это процесс, при котором ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, воспитатели, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Следует особо отметить влияние просмотра телепередач, транслирующих агрессию, насилие, где предлагаются негативные стереотипы восприятия людей. Вследствие этого, у ребенка могут сформироваться нереалистичные социальные убеждения и понятия. Тогда как просоциальное поведение, включающее сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, физическую защиту берёт начало в раннем детстве и продолжается до зрелого возраста. Социализация ребенка – это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются три сферы: 1) деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания, в которой он проявляет самостоятельность, инициативу, творчество, усваивает новые виды проявления собственной активности. Для дошкольника – это сюжетно – ролевая игра. 2) общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. В дошкольном возрасте – это общение с родителями, другими детьми и взрослыми. 3) содержание и структура его самосознания, предполагающая становление «Я-концепции» индивида, осмысление своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Восхождение ребёнка от прямого подражания к самостоятельному выбору своего действия, поступка идёт через переживание и осмысление отношения к нему окружающих людей и к себе самому.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.