logo
волкова экзамен

5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

В наши дни практическая психология как профессиональная деятельность зарождается в массовом масштабе [1].

И если, с одной стороны, психологическая практика представляет собой весьма стремительно и хаотично развивающееся пространство, состоящее из самых разнообразных, взрывоподобным образом возникших практик, то, с другой стороны – она начинает характеризоваться новыми, неведомыми для нее по прошлому опыту проблемами. Самые разнообразные аспекты проблемы этики ответственности активно обсуждаются и находят свое отражение в работах многих авторов (В.А.Канке, Г.Йонаса, А.Лэнгле, К.Муздыбаева, Г.С.Абрамовой, К.А.Абульхановой-Славской, Ф.Майленовой, Н.С. Пряжникова, С.В.Быкова и др.). Если говорить о качествах, в которых сущность ответственности находит свое наиболее полное выражение, они могут быть сведены к трем понятиям: тотальность (данные виды ответственности охватывают собой все в целом бытие их объектов, т.е. все их стороны, от голого существования до высших интересов); непрерывность (действие этой ответственности не должно прерываться); будущее (ответственность за жизнь, будь она индивидуальная или общественная, выходит за рамки непосредственного настоящего этой жизни через будущее) [7]. Проспективизм, характерный для этики ответственности, выдвигает время на один из первых планов, направленность не столько в прошлое, сколько в будущее, быть ответственным – это значит эффективно ориентироваться во времени, не только учитывать и оценивать последствия поступков, но и осуществлять их предвидение, а при необходимости и профилактику [8]. Развернутое и многоплановое информационное содержание понятия «ответственность» находит свое отражение в психологической литературе. В социально-психологическом контексте категорию ответственности рассматривают как: «качество» связанное с морально-ценностной ориентацией личности, и характеризующее социальную типичность личности; «позицию внутреннего мира личности», в которой ответственность выступает средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляция) деятельности личности [5], [15]; «отношение и меру» исполнения требований всего спектра моральных и правовых норм; «готовность» отвечать за последствия своих действий, поведения, практического отношения к реальным условиям существования [6]; «условие и способ» реализации объективных требований общечеловеческой и профессиональной морали, ее норм и ценностей; а также объективно существующую взаимосвязь общества, социальных групп и личности [9]. Ответственность предполагает наличие определенного уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки. В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Большой круг исследователей рассматривают волевые качества, в том числе ответственность как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Категории выбора и ответственности принадлежат к числу таких проблем, решение которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение, будучи важной как для тех, кто находится в ситуации выбора, так и для тех, кто по долгу службы помогает людям совершать выбор – в частности, практикующим психотерапевтам. Особенностью такого выбора является то, что он осуществляется клиентом совместно с консультантом фактически на всех этапах принятия решения. Как бы ни трактовалась ответственность разными авторами – как подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина, – при системном ее рассмотрении главным в ней становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика. Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, – перспективный аспект [15]. Рассматривая проблему ответственности в сфере медицинской деятельности, необходимо помнить, что наряду с юридической существует и моральная ответственность, которая является мощным регулятором общественных отношений. Существенное отличие юридической и моральной ответственности заключается в характере правил общественного поведения или норм, лежащих в их основе. Практический психолог часто сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, в которых уровень ответственности за ходом и результатами деятельности, поднимается подчас до высочайшей отметки – самой человеческой жизни, человеческой судьбы [4], при этом профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Вот здесь и начинается практическая этика. Она является тем содержанием, где реальность факта, с которой работает психолог, и реальность теории, в которой он осмысливает его, получают личностно-ценностную окраску, ту «пристрастность», ту эмоциональную, ценностную наполненность, без которой нет жизни человека