16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
По мнению Ф. Пёрлза, проблемы у человека наступают чаще всего тогда, «когда человек не может обособить себя от требований своего окружения. В любом случае цель гештальт-консультирования – помочь обрести человеку новое, удовлетворяющее его равновесие с окружающей средой. Клиенты обращаются к гештальт-консультантам тогда, когда они оказываются в состоянии экзистенциального кризиса. Главная цель гештальт-консультанта — помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Таким образом, консультирование в рамках гештальт-подхода оказывается наиболее полезным для пациентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни. Консультирование в рамках гештальт-подхода особенно подходит тем людям, кто интеллектуально неплохо осведомлен о себе, однако не растет как личность. Основную задачу гештальт-консультирования Перлз видел не в том, чтобы объяснить, почему возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияние оказывает .
В результате гештальт-консультирования клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций с тремление к индивидуальности, целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности составляет главную особенность гештальт-терапии, отличающую ее от других психотерапевтических направлений. Основная идея гештальт-консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным. При этом понятие «аутентичности» является скорее не строгим научным концептом, а некоей метафорой, что приводит к трудностям его точного определения. Вместе с тем существуют некоторые ключевые состояния, определяющие аутентичность, — подлинность, уникальность, способность быть самим собой и жить полной жизнью, стремление к своему неповторимому стилю жизни.
Ключевые понятия гештальт терапии включают следующие категории:
целостность - гештальтпсихология отрицает двойственность ума и тела, мыслей и чувств, чувств и действий: работа происходит не с отдельными компонентами, а с человеком в целом.
интеграция - подразумевает то, как эти части соединяются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Люди не могут рассматриваться в отрыве от среды и от межличностных отношений.
актуальность, т.е. в ходе гештальт консультирования и гештальт терапии производится работа с настоящим.
осознанность - рассматривается как основной признак здорового человека и главная цель терапии. Психологически здоровый человек концентрируется на своей жизни здесь и сейчас, а не на прошлом или будущем. Такой человек считается способным к росту, развитию и к саморегуляции в окружающей среде.
ТЕХНИКИ. Одна из техник гештальт подхода называется «горячий стул». Она часто применяется в групповой работе и заключается в том, что человек садится на определенное место («горячий стул») и рассказывает о своей проблеме, о том, что его волнует и беспокоит. При этом общение происходит только между человеком на «горячем стуле» и психотерапевтом, а другие участники групповой работы наблюдают за этим и вступают во взаимодействие только если этого попросит психотерапевт. Позже им предлагается рассказать о том, что они чувствовали в ходе упражнения, но им не следует давать советы человеку на «горячем стуле».
Еще одна техника, используемая в гештальт подходе, – работа с «пустым стулом». Она предоставляет человеку возможность поговорить с кем-то или чем-то, что невозможно в обычных условиях. Например, можно поговорить с человеком, который ушел из жизни клиента (смерть, развод), но разговор с которым принес бы клиенту облегчение (как результат выражения недосказанных мыслей и чувств). Возможен разговор и с разными частями своей личности, собственного Я – это эффективно, когда человека мучают противоречивые желания, сомнения, когда ему нужно сделать выбор.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.