logo
волкова экзамен

58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.

В организации профессиональных консультаций важное значе­ние имеет методика их проведения. Прежде всего профконсультацию следует рассматривать как длительный процесс. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консульти­руемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной обстановке.

В целях профконсультаций может быть использована вводная школьная лекция. Построение ее возможно по следую­щему плану (данному НИИ профессионально-технического образо­вания в «Памятке профконсультанту»):

многообразие мира профессионального труда в нашей стране;

важность и трудность выбора профессии молодым человеком;

условия правильного выбора профессии (соответствие личных качеств, интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и направленности к избранной профессии при одно­временном соответствии этой профессии потребностям общества).

Типичные ошибки учащихся при выборе профессии: перенесе­ние своего отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на профессию; увлечение внешней стороной профессии; незнание или игнорирование тех своих особенностей, которые противопоказаны выбранной профессии; выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств.

Правильный выбор профессии — необходимое условие про­фессионального и социального роста личности.

В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Беседа выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контроли­рующую, корректирующую и информационную.

Рассматривая ознакомительную функцию беседы, следует под­черкнуть, что консультационная беседа — это процесс активного общения. Поэтому в процессе знакомства консультанту необходимо показать себя человеком, заинтересованным проблемами, стоящи­ми перед учащимися, готовым помочь дружеским советом, а не навязывать свое мнение. При этом можно рекомендовать органи­зацию знакомства с применением предварительно заполненной анкеты. Консультант знакомится с ней предварительно (как и с другими документами), но в ходе беседы просматривает ее вновь и задает вопросы, уточняющие данные школьником сведения. Для выявления интересов школьника можно провести беседу по обсуж­дению некоторых вопросов. Это может быть разговор об отношениях к одноклассникам, родственникам, о любимых фильмах, книгах, увлечениях.

Диагностическая функция беседы связана с выявлением готов­ности школьника к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. При этом выясняют следующие вопросы: когда и как складывались профессиональные намерения (или интересы), их устойчивость, степень самостоятельно принятого решения, кто (или что) повлиял на выбор, представление о профес­сии, источники получения сведений о ней. Для установления со­ответствия личностных качеств избираемой профессии необходимо предусмотреть вопросы, позволяющие выявить уровень развития этих качеств. В ходе беседы выясняют также, как вообще ученик представляет свою будущую трудовую деятельность, в чем видит смысл труда, в какой мере труд является для него потребностью, т. е. определить мотивы выбора профессии.

Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы — это дублирующие и косвенные вопросы, позво­ляющие проверить точность и объективность ответов.

Заключительная часть беседы выполняет в основном корректи­рующую роль, если в этом есть необходимость, т. е. в случае не­соответствия психофизиологических качеств личности выбираемой профессии. При этом раскрываются ошибки и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопреде­ления.

Важное условие осуществления профконсультации — доста­точно высокий уровень развития самосознания консультируемых, так как беседа с учащимися, не имеющими убеждений о необходи­мости включения в активную трудовую деятельность, не задумы­вающимися над вопросом выбора профессии, окажется напрасной. Поэтому психолого-педагогический аспект проблемы связан с об­суждением самооценки. Можно выделить три возможные самооцен­ки: адекватная, завышенная и заниженная.

Школьники, имеющие адекватную оценку, реально смотрят на свои способности и уровень их развития, правильно оценивают свои личные качества, соизмеряя их с требованиями, предъявляе­мыми профессией. Это позволяет им самостоятельно и верно ре­шать вопрос о выборе профессии. Обычно такие учащиеся с удо­вольствием проходят консультацию, легко вступают в контакт и активно обсуждают возникшие вопросы.

Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, очень высокого мнения о своих возможностях, самоуверенны, имеют обычно ориен­тацию только на высшие учебные заведения и не считают нужными для себя другие пути получения специальности. С такими учащи­мися необходима длительная индивидуальная работа, включаю­щая детальный анализ способностей школьников, подготовка их к возможному пересмотру своего решения. Если ученик и не сразу согласится с доводами консультанта, то в дальнейшем, оказавшись в конкретной ситуации, он сможет принять верное решение. При этом необходимо разграничивать учащихся с высоким уровнем развития способностей, познавательных интересов, которым в жизни многое удавалось легко, и учеников со средним и низким уровнем развития. Формы работы с данными категориями школь­ников должны быть различными.

Учащиеся с заниженной самооценкой не уверены в себе, часто их жизненные планы неопределенны. При этом также приходится иметь дело с различными учащимися: одни имеют действительно заниженную самооценку (это учащиеся со средним и низким уров­нем развития способностей), другие — мнимую (с высоким уров­нем развития способностей). Поэтому в данном случае и перед консультантом стоит задача прежде всего выявления причин по­добной самооценки, а затем и ее устранения.

Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений и тем самым не подмена права чело­века на свободу выбора профессии.