58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
В организации профессиональных консультаций важное значение имеет методика их проведения. Прежде всего профконсультацию следует рассматривать как длительный процесс. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консультируемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной обстановке.
В целях профконсультаций может быть использована вводная школьная лекция. Построение ее возможно по следующему плану (данному НИИ профессионально-технического образования в «Памятке профконсультанту»):
многообразие мира профессионального труда в нашей стране;
важность и трудность выбора профессии молодым человеком;
условия правильного выбора профессии (соответствие личных качеств, интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и направленности к избранной профессии при одновременном соответствии этой профессии потребностям общества).
Типичные ошибки учащихся при выборе профессии: перенесение своего отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на профессию; увлечение внешней стороной профессии; незнание или игнорирование тех своих особенностей, которые противопоказаны выбранной профессии; выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств.
Правильный выбор профессии — необходимое условие профессионального и социального роста личности.
В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Беседа выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую, корректирующую и информационную.
Рассматривая ознакомительную функцию беседы, следует подчеркнуть, что консультационная беседа — это процесс активного общения. Поэтому в процессе знакомства консультанту необходимо показать себя человеком, заинтересованным проблемами, стоящими перед учащимися, готовым помочь дружеским советом, а не навязывать свое мнение. При этом можно рекомендовать организацию знакомства с применением предварительно заполненной анкеты. Консультант знакомится с ней предварительно (как и с другими документами), но в ходе беседы просматривает ее вновь и задает вопросы, уточняющие данные школьником сведения. Для выявления интересов школьника можно провести беседу по обсуждению некоторых вопросов. Это может быть разговор об отношениях к одноклассникам, родственникам, о любимых фильмах, книгах, увлечениях.
Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности школьника к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. При этом выясняют следующие вопросы: когда и как складывались профессиональные намерения (или интересы), их устойчивость, степень самостоятельно принятого решения, кто (или что) повлиял на выбор, представление о профессии, источники получения сведений о ней. Для установления соответствия личностных качеств избираемой профессии необходимо предусмотреть вопросы, позволяющие выявить уровень развития этих качеств. В ходе беседы выясняют также, как вообще ученик представляет свою будущую трудовую деятельность, в чем видит смысл труда, в какой мере труд является для него потребностью, т. е. определить мотивы выбора профессии.
Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы — это дублирующие и косвенные вопросы, позволяющие проверить точность и объективность ответов.
Заключительная часть беседы выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость, т. е. в случае несоответствия психофизиологических качеств личности выбираемой профессии. При этом раскрываются ошибки и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения.
Важное условие осуществления профконсультации — достаточно высокий уровень развития самосознания консультируемых, так как беседа с учащимися, не имеющими убеждений о необходимости включения в активную трудовую деятельность, не задумывающимися над вопросом выбора профессии, окажется напрасной. Поэтому психолого-педагогический аспект проблемы связан с обсуждением самооценки. Можно выделить три возможные самооценки: адекватная, завышенная и заниженная.
Школьники, имеющие адекватную оценку, реально смотрят на свои способности и уровень их развития, правильно оценивают свои личные качества, соизмеряя их с требованиями, предъявляемыми профессией. Это позволяет им самостоятельно и верно решать вопрос о выборе профессии. Обычно такие учащиеся с удовольствием проходят консультацию, легко вступают в контакт и активно обсуждают возникшие вопросы.
Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, очень высокого мнения о своих возможностях, самоуверенны, имеют обычно ориентацию только на высшие учебные заведения и не считают нужными для себя другие пути получения специальности. С такими учащимися необходима длительная индивидуальная работа, включающая детальный анализ способностей школьников, подготовка их к возможному пересмотру своего решения. Если ученик и не сразу согласится с доводами консультанта, то в дальнейшем, оказавшись в конкретной ситуации, он сможет принять верное решение. При этом необходимо разграничивать учащихся с высоким уровнем развития способностей, познавательных интересов, которым в жизни многое удавалось легко, и учеников со средним и низким уровнем развития. Формы работы с данными категориями школьников должны быть различными.
Учащиеся с заниженной самооценкой не уверены в себе, часто их жизненные планы неопределенны. При этом также приходится иметь дело с различными учащимися: одни имеют действительно заниженную самооценку (это учащиеся со средним и низким уровнем развития способностей), другие — мнимую (с высоким уровнем развития способностей). Поэтому в данном случае и перед консультантом стоит задача прежде всего выявления причин подобной самооценки, а затем и ее устранения.
Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений и тем самым не подмена права человека на свободу выбора профессии.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.