63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:
1. Выделение себя из общей массы.
2. Поиск и нахождение идентичности.
3. Обретение чувства независимости - Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.
4. Обретение группы единомышленников.
5. Согласование Я-образов.
6. Творческое самовыражение и др.
В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки
Используя видео, клиент может увидеть, понять и скорректировать, свои "болевые точки". Эмоции, связанные с ними, проанализировать свою мимику, скорость речи, изменение высоты голоса, жесты, движения. Все свое невербальное поведение, а, как известно, окружающие 80% информации о нас получают через невербальное поведение. Фотография и видеозапись дают возможность поработать с воспоминаниями, различными переживаниями (горем, утратой), позволяет человеку лучше понять себя, научиться самовыражаться в творчестве.
Одним из несомненных достоинств фотографий и видео следует признать то, что во многих случаях они облегчают проведение обсуждения, стимулируют клиента к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего. Фотоснимки обеспечивают как наглядность биографического материала, так и детализацию, необходимую для психотерапевтического процесса. Фотографии выступают в качестве триггеров, побуждающих определенные чувства и потребности клиента, и тем самым способствуют его самораскрытии.
Данные направления арттерапии используются как в индивидуальной, так и в групповой работе: Фотография и видео позволяют работать с образом "Я": насколько я себя знаю, насколько принимаю, соответствует ли мой внешний образ моему внутреннему ощущению. Направления видео терапии и фото терапии прекрасно работают с кризисными состояниями, с людьми, перенесшими экстремальную ситуацию, с ПТСР, со сниженной самооценкой. В процессе видеотерапии и фототерапии люди открывают новые грани своей личности, получают громадный ресурс. Фототерапия прекрасно работает как диагностическая техника арттерапии. Фототерапия работает с семейной историей, восстанавливая через создание коллажей связь с предками, находя лучший фон для реальных фотографий, меняя отношение к событиям, наполняя их необходимыми ресурсами, т. е. производя наглядный "рефрейминг".
Видеотерапия — это беспристрастный взгляд со стороны, когда мы можем увидеть то, что было скрыто ранее от наших глаз. Вновь и вновь обращаясь к снятым кадрам, мы можем ещё раз тщательно проанализировать увиденное, и сделать выводы для принятия решения. А потому видеотерапия является одним самых простых и действенных инструментов для работы над собой, познания себя, открытия в себе чего-то нового.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.