12.Характеристика психодинамического консультирования.
Динамическое направление в психологии, психотерапии и психологическом консультировании включает в себя разнообразные версии психоанализа – от классического психоанализа З.Фрейда до современных психоаналитических направлений в виде французского структурализма или западноевропейской школы объектных отношений. Общим, объединяющим взгляды представителей этого подхода, являются представления о бессознательных психических процессах, как базовых психологических образованиях, определяющей роли этих бессознательных процессов в функционировании психики человека. Само понятие «психодинамический» предполагает исследование психической жизни человека с точки зрения ее психодинамики, зрения взаимодействия, борьбы, конфликтов элементов, составляющих психическую жизнь человека. Специалисты, придерживающиеся психодинамических взглядов, предполагают, что личность есть организованная система сил и контрсил. Бессознательные психические процессы рассматриваются в качестве основных детерминант функционирования, развития и роста личности. Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, биологические влечения и потребности, которые при неодобрении их личностью вытесняются в бессознательное. Вытесняются преимущественно те влечения и потребности, которые, вступая в противоречие с представлениями личности о себе и об окружающем мире, представляют собой угрозу личностному благополучию, равновесию и комфорту. Различные психодинамические теоретики могут расходиться во взглядах на то, какие силы в структуре личности важнее, но все они, как правило, включают в число важнейших сил и побуждений индивидов необходимость защиты от психологически болезненных желаний, мыслей, чувств и переживаний. В частности, одним из главных способов такой защиты является отвержение болезненных аспектов собственного «Я» и не допущение этих аспектов к осознанию.
Фрейд выделял две основные группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс) и инстинкты смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовне, на окружающий мир, либо вовнутрь, на самого человека (агрессия в виде садизма или мазохизма, в виде гомицидов или суицидов). Энергия инстинктов жизни обозначается в психоанализе понятием либидо, в то время как энергия инстинктов смерти специального понятия не имеет. По мнению Фрейда, наиболее значимыми для развития личности из всех инстинктов жизни являются сексуальные инстинкты. Поэтому термином «либидо» обозначают преимущественно энергию сексуальных инстинктов.
Исследуя организацию личности, Фрейд последовательно создал две модели функционирования психического: топографическую модель, исследующую психическое на разных уровнях его функционирования, и структурную модель, изучающую психические явления в виде основных компонентов или структур. Более известной является структурная модель. В соответствии с топографической моделью, в психической жизни человека выделяются три уровня: сознание; предсознательное, которое легко может быть осознано; бессознательное, которое самостоятельно осознано быть не может. Бессознательное отделено от сознательного и предсознательного особой психической инстанцией – цензурой, которая выполняет две функции: вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Окольными путями бессознательное проявляется в поведении и психической деятельности человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, симптомах невротических расстройств. Так, по мнению Фрейда, скрытое значение кашля связано с чувством потери, одиночества, непривлекательности. Идея о том, что очевидное поведение содержит скрытый смысл, подразумевает существование своего рода «кода», с помощью которого следует расшифровывать очевидное поведение, если мы собираемся помочь клиенту скорректировать его действия. Недостаточно лечить саму симптоматику: воздействие на очевидное поведение бесполезно, если не затрагивать его скрытого значения. Чтобы можно было повлиять на это скрытое значение, клиент должен его осознать – в этом и состоит конечная цель фрейдовского психоанализа.
Бессознательное включает в себя инстинктивные импульсы, переживания, вытесненные воспоминания и представления. Осознание бессознательно становится возможным преимущественно в процессе психотерапии. Терапия должна включать в себя повторное переживание чувств и воздействий, сопутствующих скрытому механизму. Например, для пациентки было бы недостаточно понять умом, что в основе ее симптома лежит конфликт из-за одиночества и непривлекательности. Она должна вновь испытать эти чувства, чтобы осознать скрытый механизм своих переживаний.
В соответствии со структурной моделью психического, личность человека включает в себя три инстанции, или три структуры: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Структура Ид является источником психической энергии, действует преимущественно в сфере бессознательного и включает в себя базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Ид, подобно маленькому ребенку, функционирует по принципу удовольствия, постоянно требуя немедленной разрядки напряжения с удовлетворением всех желаний и стремлений. Ид не принимает во внимание социальных норм, правил, требований, ограничений, предписаний и запретов. Эго – это разумная (взрослая) часть личности человека, которая направляет и контролирует инстинкты. Эго функционирует на всех трех уровнях сознания, являясь посредником между Ид и внешним миром. Эго, принимая во внимание требования Ид, а также ограничения и предписания внешнего мира, требования ситуации, принимает решения в соответствии с принципом реальности. Супер-Эго – моральный аспект личности, вмещающий в себя социальные нормы, правила, предписания, требования и запреты. Супер-Эго также функционирует на всех трех уровнях сознания. Оно формируется в процессе социализации личности, в процессе ее воспитания, образования, обучения. Формирование Супер-Эго происходит в виде интернализации (ассимиляции, усвоения) социальных норм, требований, предписаний. Эта структура личности действует в соответствии с морально-этическим принципом.
Таким образом, по Фрейду, личность каждого человека пребывает в хроническом конфликте: Ид стремится к немедленной разрядке напряжения, Супер-Эго препятствует немедленному удовлетворению желаний Ид, стремясь подавить эти желания как социально неприемлемые, а Эго способствует удовлетворению желаний Ид с учетом требований реальности. В том случае, когда давление инстинктов на структуру Эго слишком сильное, возникает тревога, от которой личность защищается, формируя механизмы психологической защиты. Защитные механизмы – это определенные приемы переработки поступающей в психику информации, предохраняющие ее от чрезмерного напряжения и тревоги. Они неосознаваемы, пассивны и связаны с искажением реальности. В отличие от копинг-механизмов – осознанных приемов переработки психотравмирующих событий, активных и конструктивных,- механизмы психологической защиты неконструктивны, т.к. могут приводить к психическим нарушениям – к неврозам.
Неврозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждениями Ид, которые стремятся к разрядке, и защитными функциями Эго, предотвращающими непосредственную разрядку влечений или их доступ к осознанию. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом невроза. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.
Фрейд рассматривал невротический конфликт как «переживания, возникающие в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение» . С точки зрения Фрейда, невроз – это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта» . Невроз, таким образом, это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований биологические потребности и влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные. Современные психоаналитики любое заболевание, как нервно-психическое, так и соматическое, интерпретируют как следствие подавленных, вытесненных психологических конфликтов. Психосоматическое направление в медицине, возникшее на основе психоаналитических представлений, подобным образом интерпретирует разнообразные соматические страдания человека.
Взгляды Фрейда на психопатологию в самом общем виде выглядят следующим образом: определенный конфликтный материал исключается из сознания, так как является слишком болезненным. Однако из-за своей эмоциональной заряженности он сохраняет активность в структуре личности, проявляясь в виде явных поведенческих симптомов. Полное осознание с разрешением себе пережить эмоции сознательно приводит к смягчению или редукции симптоматики.
В соответствии с теоретическими представлениями психоаналитиков о происхождении болезней, была разработана и технология психотерапии, в основе которой лежат представления о переносе (трансфере), контрпереносе (антитрансфере), сопротивлении и катарсисе. В качестве основного терапевтического механизма выступает феномен катарсиса, который позволяет снизить уровень психического напряжения и тревоги путем отреагирования (например, проговаривания, вербализации) психологических проблем и конфликтов, вытесненных в бессознательное и извлеченных оттуда в процессе психоаналитического исследования методом свободных ассоциаций, путем интерпретации сновидений, или так называемой «психопатологии обыденной жизни», т.е. очиток, описок, оговорок, «случайных» действий и т.д. В ходе психоанализа психоаналитик, исследуя свободные ассоциации или сновидения своего пациента, путем интерпретации добивается возникновения инсайта, то есть внезапного понимания, «схватывания» ситуации клиентом, вследствие чего происходи перевод вытесненных в бессознательное переживаний на уровень сознания. Пациент внезапно понимает значение и смысл своего симптома, истинное содержание своих переживаний. Это понимание влечет за собой отреагирование (в виде плача, крика, невербального выражения эмоций и т.д.). Отреагирование (катарсис) вытесненных переживаний и осознание содержания и смысла симптома ведут к излечению от симптома.
Исходя из того, что невроз понимается как результат конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психотерапии в рамках психоанализа заключается в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, или, иначе говоря, осознать бессознательное. Целью психоанализа является проникновение в скрытые идеи, влияющие на поведение, и их отчетливое осознание. Фрейд сравнивает ситуацию психоаналитического лечения с ситуацией, когда нерадивый студент во время лекции всячески мешает преподавателю, отпускает замечания, гримасничает, отвлекает всех от лекции. Преподаватель выгоняет студента за дверь, но тот все равно постоянно заглядывает в аудиторию, отвлекая всех, привлекая к себе внимание аудитории и мешая, таким образом, преподавателю. Чтобы студент не проник в аудиторию, у дверей сажают двух других студентов, которые загораживают собой вход в зал. Эти двое символизируют собой цензуру, не допускающую бессознательное в сферу сознания. Точно также и мы выталкиваем бессознательное за дверь, но оно оттуда продолжает всячески напоминать нам о себе, беспокоить и мешать нормальной деятельности. Разрешить ситуацию с этим студентом можно только пригласив его в аудиторию и попытавшись разобраться, чего же он хочет на самом деле, точно также, преодолевая сопротивление пациента, нужно вытащить бессознательное на свет и выяснить у него, чего же оно хочет от нас.
Конечная цель терапии по З. Фрейду, – облегчить клиенту возможность любить и работать. З. Фрейд не считал, что цель терапии – сделать человека счастливым. На самом деле он рассматривал терапию как «удаление невротического страдания вместе с обычными несчастьями». Одно из главных достижений психотерапии – повышение способности индивида выносить амбивалентность и конфликты, то есть «жить с неудобствами». В том, что среди целей терапии на первое место следует выдвинуть здоровое функционирование, а не счастье, с Фрейдом согласны многие другие исследователи, представители других направлений в психологии и психотерапии.
В самом общем виде, терапевтический процесс предполагает выполнение следующих действий: 1) установление аналитической связи между терапевтом и пациентом; 2) формирование трансферных и контртрансферных взаимоотношений и их анализ; 3) выявление подавляемого «цензурой» содержания бессознательного методом свободных ассоциаций, толкованием сновидений, анализом символического содержания невротических симптомов.
Таковы основные принципы психодинамического направления в психологии, психотерапии, психологической коррекции и психологическом консультировании. Психоанализ при оказании психологической помощи применяется при наличии разнообразных симптомов психического неблагополучия: депрессиях, тревожных и агрессивных расстройствах, психосоматических заболеваниях. Он используется преимущественно в индивидуальной форме, но может применяться также и при групповой работе (групп-анализ). В настоящее время классический психоанализ используется редко, применяются преимущественно современные варианты психоанализа, разрабатываемые в западноевропейских странах.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.