logo search
Социальная психология

3. Общение

Общая характеристика общения, его специфические особенности и социальная обусловленность. Закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно–коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение и деятельность. Общение и коммуникация, их сходство и отличие. Общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

Содержание общения: научные и житейские знания, человек, отношения и взаимоотношения в социальных группах и коллективах, совместное решение задач.

Виды общения. Личностное, личностно-групповое, межгрупповое общение. Непосредственное и опосредованное общение. Кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное (прерванное) общение. Общение и социальная роль.

Средства общения: вербальные и невербальные. Знаковое и смысловое общение.

Понятие о влиянии и воздействии людей друг на друга в процессе общения. Типы влияний человека на человека: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение (помеха), асимметричное облегчение, независимость. Влияние аудитории («аудиторная тревожность»). Психологические способы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Понятие о дефиниции, идентификации, сопереживании (эмпатии), подражании.

Психологическая структура общения, ее компоненты. Характеристика акта общения.

Коммуникативные умения. Психологические и социально-психологические причины затруднений в общении. Обучение общению. Социально-психологический тренинг.

Общение и личность. Понятие об индивидуальном стиле общения.

Психологическая культура общения как профессионально значимое качество личности школьного психолога.