3. Общение
Общая характеристика общения, его специфические особенности и социальная обусловленность. Закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно–коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение и деятельность. Общение и коммуникация, их сходство и отличие. Общение как интеракция и общение как социальная перцепция.
Содержание общения: научные и житейские знания, человек, отношения и взаимоотношения в социальных группах и коллективах, совместное решение задач.
Виды общения. Личностное, личностно-групповое, межгрупповое общение. Непосредственное и опосредованное общение. Кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное (прерванное) общение. Общение и социальная роль.
Средства общения: вербальные и невербальные. Знаковое и смысловое общение.
Понятие о влиянии и воздействии людей друг на друга в процессе общения. Типы влияний человека на человека: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение (помеха), асимметричное облегчение, независимость. Влияние аудитории («аудиторная тревожность»). Психологические способы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Понятие о дефиниции, идентификации, сопереживании (эмпатии), подражании.
Психологическая структура общения, ее компоненты. Характеристика акта общения.
Коммуникативные умения. Психологические и социально-психологические причины затруднений в общении. Обучение общению. Социально-психологический тренинг.
Общение и личность. Понятие об индивидуальном стиле общения.
Психологическая культура общения как профессионально значимое качество личности школьного психолога.
- 1. Требования к содержанию и уровню усвоения учебной дисциплины «Социальная психология» по специальностям 030301.65 – «Психология» и 050706.65 – «Педагогика и психология»
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- Заочная форма обучения
- 4. Содержание курса «Социальная психология» Раздел 1. Введение в социальную психологию
- 1. Предмет и методы социальной психологии
- 2. История формирования социально-психологических идей
- Раздел 2. Общение и межличностные взаимодействия
- 3. Общение
- 4. Межличностные отношения и взаимодействия
- 5. Межличностное познание
- Раздел 3. Социальная психология личности и Социальные группы
- 6. Социальная психология личности
- 7. Социальные группы
- 8. Личность в группе
- 9. Психологические особенности больших социальных общностей
- Раздел 4. Прикладная социальная психология
- 10. Социально-психологические проблемы власти
- 11. Социально-психологические аспекты воспитания
- 5. Темы семинарских занятий Очная форма обучения
- Тема 1. Возникновение и развитие
- Социально-психологического знания
- Тема 2. Предмет и методы социальной психологии
- Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности
- Тема 4. Психология общения
- Тема 5. Межличностное взаимодействие
- Тема 6. Межличностные отношения
- Тема 7. Социальные группы
- Тема 8. Личность в социальной группе
- 6. Планы практических занятий
- 6.1. Практические занятия на дневном отделении
- 2. Изучение положения субъекта в системе межличностных отношений.
- 2.Психологические и психогеометрические типы лидеров.
- 6.2. Практические занятия на заочном отделении
- 2.Психологические и психогеометрические типы лидеров.
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 7.1. Тематика рефератов по курсу «Социальная психология»
- 7.2. Методические рекомендации для студентов по подготовке рефератов
- 8. УЧебно-методическое обесечение дисциплины
- 8.1. Список литературы по курсу «Социальная психология» Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 8.2. Материально-техническое и информационое обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- 8.4. Методические рекомендации преподавателям
- Содержание