logo search
psikhologia_lektsii (1)

2. Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1. Непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2. Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3. Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт  Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию, целям и средствами.

По содержанию:

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам:

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания:

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги. 12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) – оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, неизвестных о человеческой природе, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймc», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Большой секрет искусства обхождения с людьми. На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, который использует такой тип отношений с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Эверетт Шостром – один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Одно из самых известных произведений автора является «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», в котором собраны полезные советы как распознать манипулятивное общение и противостоять ему. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь внимание). Это приводит часто к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. В случае диалогического общения реализуется установка на равноправие. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений: 1. общение по принципу «здесь и теперь»; 2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям; 3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; 4. содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); 5. следует персонифицировать общение, то есть вести его от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение. Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние. Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

- познавательная (передача учащимся знаний);

- обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

- организационная (организация деятельности учащихся);

- регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

- экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.