4. Психологические особенности национальных и этнических групп
Этническая принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той макро и микросреды, в условиях которых формируется личность. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. И, в конечном счете, это не может не повлиять на внутреннюю структуру личности, на ее поведение в обществе.
Личность, живущая среди людей определенной нации (и сама являющаяся представителем данной нации) имеет свое мировоззрение об окружающей действительности характерной для данной нации. Перенимая от старшего поколения обычаи, традиции, ценности, нормы и «преломляя» их через свое сознание, личность действует, поступает согласно этим нормам, ценностям и правилам. Жизнедеятельность личности протекает в определенной группе, принадлежащей той или иной нации. В этой группе личность занимает определенный статус, выполняет те или иные социальные роли, у нее формируется определенная структура социального поведения характерного для этого общества. Принимая ценности, нормы, правила той или иной нации и поступая в определенных ситуациях подобным образом у личности формируется характер и склонности, на которые накладывает свой отпечаток окружающая среда и следовательно этническая группа.
Национальный характер. Как синоним «психическому складу нации», употребляется понятие «национальный характер», «национальное самосознание» или просто «национальная психология». По поводу содержания национального характера в социальной психологии ходят разнообразные споры. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.) Что же касается сущности и природы национального характера, то здесь возникает много дискуссионных проблем: о соотношении национального характера и характера конкретных представителей данной национальной группы; о том, могут ли определенные черты характера быть исключительным достоянием одной национальной группы и полностью отсутствовать у другой. Национальный характер представляет собой не простое суммирование характеров людей входящих в этическую группу, а характер, который проявляется в тех случаях, когда выступает группа целиком.
В тоже время национальный характер нельзя абсолютизировать, так как:
1) в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеры;
2) любая черта из выделенных в национальном характере различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации (поэтому речь идет не о наборе черт, а о степени их выраженности).
Основная сфера проявления национального характера это народное искусство и язык.
Социальная психология, исследуя причины формирования национального характера с точки зрении теории «народного духа», где национальный характер объясняется изначальной заданностью на генетическом уровне. Корни этих различий отыскивались также в антропологических, физических особенностях людей, в географических условиях их проживания и т.д. Но эти концепции не давали убедительных представлений о причинах национального характера. В данное время ученные видят причины национального характера в экономических, социальных и культурных условиях жизни народа.
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада как темперамент и способности (однако это мало изученная тема в этнопсихологии и СП). В исследовании национального характера иногда мешают этнические стереотипы (обобщенное представление об определенной нации), предубеждения (длительное сохранение стереотипа перерастает в предубеждение) предрассудки (негативная установка на объект стереотипа).
Стереотипы – это мнение о другой группе, которое может быть точное, неточное, чрезмерно обобщенное, но содержащее зерно истины.
Предрассудок – негативная, неоправданная установка по отношению к группе и отдельным ее членам.
Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: немцы – педантичны и скрупулезны, цыгане – неграмотны, неаккуратны, ведут кочевой образ жизни, американцы – самоуверенны, склонны идеализировать себя и т.д. Проблема со стереотипами возникает тогда, когда они слишком обобщены или явно неверны.
Чаще всего этнические стереотипы возникают из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям этнической группы, распространяются на всю группу. И как результат – складываются стереотипы этнических симпатий или антипатий.
Как же возникает стереотип? Человек, относящий себя к той или иной этнической группе, осознает особенности этой группы, не содержит в себе предубеждения против другой группы. Это продолжается до тех пор, пока идет констатация фактов (различий). Однако, от констатации очень легко перейти к оценке и тогда возможно искажение ее образа. У человека возникает такой психологический феномен как этноцентризм – склонность оценивать все окружающее с позиции своей этнической группы, которая представляется ему как эталон.
Когда стереотипы приобретают стойкую форму, они перерастают в предубеждения. Предубеждения – это стандартно негативно окрашенные эмоциональные образования. Предрассудки – это негативная установка. Предрассудок влечет за собой дискриминацию – негативное поведение по отношению к объекту предрассудка.
В социальной психологии более или менее исследованы расовые и гендерные предрассудки. Так, расовые предрассудки были наиболее сильны во время второй мировой войны к евреям со стороны немцев или к неграм в США в 40 годах XX века. В настоящее время расовые предрассудки являются «немодными». Можно ли говорить о том, что они полностью исчезли? Нет. Они все же еще возможны и возникают тогда, когда атмосфера для этого достаточно безопасна.
Гендерные предрассудки наиболее сильны, чем расовые и наиболее актуальны и в наше время. Большинству женщин известны гендерные предрассудки. Они убеждены, что дискриминация по половому признаку затрагивает большинство работающих женщин, что выражается в более низкой заработной плате, а также и низкой ребенком. Женщин считают более эмоциональными и менее интеллектуальными, чем мужчин оплате традиционного женского труда – такого как уход за и поэтому такие профессии как хирург, пилоты, руководители и др. считаются не «женскими» профессиями. Причем это мнение, как мужчин, так и женщин.
Таким образом, можно сказать, что стереотипы менее стойкие представления, чем предубеждения и предрассудки. Они легко разрушаются при получении адекватной информации, что не скажешь о предрассудках. Но сила выше пересказанных феноменов неоспорима велика в системе взаимоотношений людей. Волей или неволей они склонны оставлять свой неизгладимый след на поведении людей. Часто они играют отрицательную роль и разрушают взаимодействия между людьми, ведут к конфликтам.
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации