logo
psikhologia_lektsii (1)

4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации

Средства социализации. Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфичных для того или иного общества, социального слоя и возраста. К средствам социализации можно отнести:

- способы вскармливания ребенка и уход за ним;

- формирование бытовых и гигиенических умений;

- стиль и содержание общения;

- методы поощрения и наказания в семье и иных социализирующих организациях;

- приобщение человека к различным видам отношений в основных сферах жизнедеятельности (общении, игре, познании, спорте, профессиональной, общественной и религиозной деятельности);

- окружающие человека продукты материальной и духовной культуры и пр.

Каждое общество, государство, социальная группа вырабатывают определенный набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами и ценностями.

Так, формальные негативные санкции – это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т.п. Неформальные негативные санкцииэто выражение удивления, неудовольствия, насмешки, отказ подать руку, означающий моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т.п.

Агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за приобщение человека к культурным нормам и усвоение социальных ролей. На различных возрастных этапах состав агентов социализации специфичен.

Агентами первичной социализации человека выступают: родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, сверстники, соседи, учителя, няни, тренеры, врачи.

Агентами вторичной социализации являются: администрация школы, университета, города, лидеры молодежных группировок, администрация предприятия, государственные и духовные лидеры, творческая элита, милиция и армия.

Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека. Он особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Механизмы социализации. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным механизмом социализации – подражание. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации – идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Традиционно в психологии выделяют следующие механизмы социализации:

идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (манер, движений, поступков);

- внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний, тех людей, с которыми он общается;

- социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого деятельность последних протекает свободнее и интенсивнее;

- конформность осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

В социальной педагогике выделяют следующие механизмы социализации:

- традиционный (через семью и ближайшее окружение);

институциональный – через институты общества (включая институты воспитания);

- стилизованный – через субкультуры;

- межличностный – через значимых лиц;

- рефлексивный – через индивидуальное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, стихийно на неосознанном уровне с помощью запечатления и некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации как следует уже из самого термина, действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также СМИ и СМК). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализации происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс ценностей, норм, морально-психических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который создает определенный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут стать родители, любимые учителя, уважаемые взрослые, сослуживцы, друзья-сверстники.

Специфическим является рефлексивный механизм социализации, то есть внутренний диалог, с помощью которого человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Факторы социализации. Социализация происходит в определенных ситуациях, оказывающих то или иное влияние на человека и требующих от него определенного поведения. Эти обстоятельства можно назвать факторами социализации.

Фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Следовательно, факторы социализации рассматривают те условия, в которых происходит социализация человека.

Выделяют следующие факторы социализации:

- мегафакторы социализации (космос, планета, мир);

- макрофакторы социализации (страна, этнос, общество, государство);

- мезофакторы социализации (регион, город, поселок, село);

микрофакторы социализации (семья, домашний очаг, соседство и микросоциум, группа сверстников, воспитательные организации, общественные, частные и религиозные организации).

На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство.

К мезофакторам социализации относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, СМИ и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт, с которым вступает.

одного человека над другим. Также на первое впечатление влияют различные детали, например украшения (их размер и уместность использования). На восприятие человека большое влияние оказывает поведение человека, его поза, походка, манера держаться.

При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красоты. Привлекательность – это приближение к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Одним из них является эффект ореола. Его суть заключается в том, что любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Если первоначальное впечатление о собеседнике в целом благоприятное, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются положительно. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Эффект упреждения появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям, которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Понимание в процессе общения.

«Счастье – это когда тебя понимают» – так написал в сочинении герой фильма «Доживем до понедельника». Вы уже знаете, что в ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим «включить» их механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Высшей формой эмпатии является действенная помощь, характеризующая нравственную сущность человека.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство.

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия. Рефлексия (от лат. reflesi – обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. В повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (от лат. causa atribuo – причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку (либо себе, либо другому). Другие причину произошедшего события объясняют с точки зрения сложившейся ситуации. Третьи считаю, что причиной произошедшего является предмет, на который было направлено действие. (Например: получил плохую отметку на экзамене – виноват преподаватель, а не сам студент, который плохо подготовился к экзамену. Ученик опоздал на урок, потому что не проспал, а опоздал автобус. Ваза упала на пол, так как она была плохо закрплена).

При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Оценка события будет различна в тех случаях, когда человек был участником или наблюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы.

Стереотипизация (от греч. stereos typos – твердый и отпечаток). Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации (штамп, к которому мы обращаемся). Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями. Необходимо говорить об этнических стереотипах (чопорность англичан, педантичность немцев, «загадочность русской души»). Популярны и стойки профессиональные стереотипы (коммерсанты – спекулянты, чиновники – бюрократы, все военные – дисциплинированы). Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия.