3. Основные этапы развития социальной психологии
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Так жрецы, вожди, шаманы, ведуны учитывали подверженность людей психическому заражению, влияли на умы, настроение толпы и конкретного индивида. Из поколения в поколение представители культа передавали обряды, ритуалы, применяли различные запреты и табу, которые регулировали взаимоотношения между людьми, влияли на общественную жизнь, выступали своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. Это был первый донаучный (синкретический – то есть слитный, нерасчлененный, состояние, характеризующее что-либо первоначальное и неразвитое) этап развития социальной психологии, который продолжался примерно до 5 века до н.э.
В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках античных философских воззрений. Это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – это взгляды Гельвеция, Локка, Руссо, Гегеля. Условно этот период можно назвать философским этапом. Он характеризуется тем, что в этот момент происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).
В связи с развитием таких наук, как языкознание, антропология, археология, этнография, в результате развития крупных городов и массового производства появляются первые научные попытки обобщить и выделить в самостоятельный класс различные социально-психологические феномены (поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания). Для их изучения разрабатываются специальные приемы исследования. Научный материал накапливался, сравнивался, анализировался, однако в этот период не проводились эксперименты. Таким образом, этот этап, условно был назван феноменологическим и продлился он с конца 19 века до начала 20 века. В этот период формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии, возникают первые социально-психологические концепции:
- в Германии в трудах философов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейнталь) разрабатывается психология народов. В теории психологии народов нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальная целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории – это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности;
- во Франции социологом Габриелем Тардом и Густавом Лебоном, итальянским юристом С. Сигеле разрабатывается социально-психологическая теория – психология масс. Конец ХIХ в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец ХIХ – начало ХХ в. – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс. По мнению Тарда, социальное поведение объясняется только подражанием. Сигеле как юрист изучал криминальное поведение и аффективное поведение, а Лебон как социолог уделял внимание противопоставлению масс и элиты общества.
.В теории психологии масс основополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Главное отличие психологии масс в том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В их исследованиях поведение человека в толпе характеризуется следующими феноменами: обезличиванием (господством импульсивных реакций); преобладанием чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям); утратой чувства личной ответственности и т.п.
Еще одна социально-психологическая теория – теория социальных инстинктов поведения была развита в трудах английского психолога Уильяма Макдугалла, который затем переехал в США. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной отрасли научного знания. В этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине. Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство. На этом же этапе значительную роль сыграли работы Георга Зиммеля и Чарльза Кули.
Теория социальных инстинктов исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера, формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.
Собственно научный этап развития социальной психологии связывают с началом применения в социальной психологии эксперимента как метода исследования и методов математической обработки (20-е годы 20 века). Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихология, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. Этот период связывают, прежде всего, с исследованиями В. Мёде, Ф. Оллпорта, Влад. Мих. Бехтерева, Ланге, В. Н. Мясищева. Благодаря использованию эксперимента, наука перешла от этапа простых описаний к этапу интерпретации установленных явлений и выявлению закономерностей.
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации