4. Характеристика интерактивной стороны общения
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался». В общении мы реагируем на действие партнера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом, – что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия.
Одним из возможных способ понимания общения является позиция партнеров относительно друг друга. Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном. Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель (все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает); Ребенок (эмоциональный, импульсивный, нелогичный); Взрослый (трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит). В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Родителя, либо Взрослого, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния строится разговор, определяются позиции и статус собеседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.
Характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок |
1. Характерные слова и выражения | Все знают, что…; Ты не должен никогда; Ты всегда должен; Я не понимаю, как это допускают… и т.д. | Как? Что? Когда? Почему? Вероятно, возможно | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
2. Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
3. Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательное, поиск информации и аргументации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
4. Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
5. Позы | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклон вперед, к собеседнику. Голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Понимателям» свойственно больше молчать, слушать, наблюдать и анализировать в разговоре.
Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают свои планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (тех мотивов, по которым челок вступает во взаимодействие с другими людьми):
максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
максимизации выигрыша другого (альтруизм);
минимизации выигрыша другого (агрессия);
минимизации различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).
Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).
Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации