2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой и философией и другими науками. Рассмотрим связь социальной психологии с некоторыми из них.
Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых, индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности. То есть если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.
Педагогика – наука об обучении и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.
Социальная психология имеет большую предысторию в составе философии (более 2000 лет) и сравнительно короткий путь в качестве самостоятельной науки (чуть более 100 лет).
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации