5. Социально-психологическая характеристика малых групп
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной в социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Малая группа это та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа. Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего, и здесь так же весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качестве «малых». Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии? Для этой цели полезно обратиться к истории изучения малых групп.
Эти исследования прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. ХХ века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но часто ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других людей рядом усиливает (облегчает) действия одного. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Однако гораздо большее распространение приобрело изучение именно социальной фасилитации, и главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие именно этого явления.
Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу группы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что результаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.
На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.
Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп. Однако при некоторых условиях законный интерес к малым группам перерастает в абсолютизацию их значения. Именно это и произошло в 20-е-30-е годы XX века в социальной психологии США, где позже стали раздаваться голоса о переоценке значения малых групп в ущерб исследованию социально-психологической стороны массовых социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой области исследования весьма противоречива. В частности, несмотря на серьезные исследования феномена малой группы до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенных признаках. Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода, так как проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентаций и направлений.
Основные направления в изучении малых групп. Среди основных направлений исследований или подходов к изучению малых групп в зарубежной психологии выделяют следующие подходы, в той или иной мере определившие развитие групповой психологии. Но наибольшее распространение в социальной психологии получили: социологическое направление, теория поля и социометрическое направление.
1. Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Суть их в следующем. Компания «Вестерн Электрик» столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Исследования не привели к удовлетворительному объяснению причин. В 1928 г. был приглашен Э. Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне длились с 1924 по 1936г. В выделенных Э. Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но и в контрольной группе – при неизменной освещенности – производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. Результаты заставили Э. Мэйо модифицировать эксперимент и провести несколько добавочных исследований: теперь изменялась не только освещенность, но более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение оплаты труда, введение дополнительных перерывов и т. д.). При введении этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Э. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Он истолковал это как проявление особого чувства социабильности – потребности ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй линией интерпретации значилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились. Отсюда психолог сделал вывод не только о наличии формальной и неформальной структуры отношений в бригадах, но и о значении последней, в частности о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.
2. Теория поля. Это теоретическое направление берет начало в работах американского психолога Курта Левина. Основная идея заключается в известном тезисе психолога о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант (по терминологии К. Левина называемого жизненным или социальным пространством личности).
Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К. Левиным теории поля. Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, ее К. Левин назвал полем. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений. Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему: 1) какова природа групп; 2) каковы условия их формирования; 3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами; 4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.
3. Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.
4. Теория систем. По своим идеям рассматриваемый подход очень близок к предыдущему, поскольку в нем развивается представление о группе как системе. В обоих теоретических направлениях содержится попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов.
5. Социометрическое направление. Отношения в группе определяются состоянием эмоциональных связей между ее членами. Это направление связано с именем американского психолога Дж. Морено, который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп.
Социометрическая структура группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Она определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе сумм предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными являются социометрические звезды – члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Социометрическая звезда, как правило, не является лидером, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальный фактором, чем отсутствие всякого отношения. Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик.
6. Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой контекст.
7. Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается, главным образом, таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.
8. Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу, основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частности, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл, предложившего одну из теорий группового поведения.
9. Формально-модельный подход. Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.
10. Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно представлениям теоретиков данного подхода, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).
В отечественной групповой психологии выделяют следующие подходы:
1. Деятельностный подход. Он основывается на фундаментальном принципе марксистской психологии – принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского.
2. Социометрическое направление. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст.
3. Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60 – 70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.
4. Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
Итак, первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследованию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы? Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и личностные особенности друг друга, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.
Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. Вопрос по поводу нижней границы остается также спорным до сих пор (диада или триада). Дискуссия на эту тему связана со способом возникновения группы. Ян Щепанский, который пытался определить группу только как формальное объединение, считает, что минимальной является группа из трех человек. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – эмоциональный контакт. Также диаду весьма трудно рассматривать как субъект деятельности: в диаде конфликт в ходе совместной деятельности неразрешим, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникшей системе отношений: этот третий, сам, будучи не включен в конфликт может разрешить его. По мнению других психологов, диаду можно считать группой. Так как она может быть не только стихийной, неофициальной, но и официальной; уже здесь отношения могут регулироваться институтами, уже эти группы могут обладать определенными общими ценностями. Можно указать на большое число таких групп: экипаж космического корабля, Макаренко создавал трудовые отряды из двух человек и т.д.
Еще более сложной является проблема верхней границы малой группы. Фактически речь здесь чаще всего идет о двух типах общностей, в которых объем, количество членов представляет собой функцию сложных внутренних социально-психологических процессов. Первый тип – группы, которые дольше уже не делятся на подгруппы, так называемые «элементарные группы». Они состоят из 7 +/- 2 членов. Величина вторичной малой группы зависит от длительности ее существования, частоты контактов и значимости целей деятельности. Высокие характеристики по перечисленным параметрам позволяют назвать верхней границей малой группы 30-50 человек.
Типичными примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.
Малая группа имеет ряд признаков:
наличие двух и более людей;
осуществление определенных контактов и общение между ними;
наличие общей цели и совместной деятельности;
возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
проявление чувства принадлежности к данной группе;
осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;
функционирование качественной организационной структуры и системы руководства;
наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Малую группу можно охарактеризовать по следующим параметрам:
1. Композиция (состав) – характеристика индивидов включенных в группу;
2. Размер – количество людей: обычно нижняя граница – 2-3 человека, верхняя – около 50 человек;
3. Структура – структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и др.
4. Групповые процессы – процессы группообразования, процесс развития совместной деятельности и т.д.
5. Групповые нормы и ценности – принятые в группе нормы и ценности, правила поведения регулирующие взаимоотношения людей
6. Система санкций – способ оказания воздействия на индивида при нарушении им групповых норм и правил.
Классификация малых групп. Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для исследования необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются 4 классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,
2) деление их на «формальные» «неформальные»,
3) деление на «группы членства» и «референтные группы»,
4) деление групп на «слаборазвитые группы» и «высокоразвитые группы» (коллектив).
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Чарльзом Кули. Первичная группа – это группа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на личностных особенностях (семья, класс, группа друзей, соседи). Вторичная группа – это группа людей, взаимодействие которых обусловлено не эмоциональными связями, а стремлением к достижению определенных целей.
Второе из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа – группа, в которой позиции и роли ее членов предписаны официально и выражены в соответствующих нормах и предписаниях (рабочая бригада, школьных класс, спортивная команда). Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа определяется не предписанными, а эмоциональными предпочтениями и симпатиями. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Референтная группа – это значимый круг общения, круг лиц, ценностные ориентации и установки которых разделяет и принимает личность. Группа членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся (член профсоюзной организации, член школьного актива, делегат съезда, член комиссии).
Четвертая классификация указывает на слаборазвитые группы и высокоразвитые группы. Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности (ученический коллектив, коллектив сотрудников предприятия).
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации