1. Понятие «группы» в социальной психологии
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии. В цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, включены в совместную деятельность, между ними есть некие отношения, они объединены каким-то общим признаком, помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, осознают свою принадлежность к этому образованию.
К психологическим характеристикам группы следует отнести такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества было установлено, что главной психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования – «они».
Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.
Основные характеристики группы. К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы (школьный класс, спортивная команда или производственная бригада). То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений.
Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. Вторая характеристика индивида в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса.
Классификация групп. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные. В первую очередь социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования – это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы (толпа, публика, аудитория), где сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.
- Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы
- Социальная психология как наука
- 2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук
- 3. Основные этапы развития социальной психологии
- 4. Структура и задачи социальной психологии
- 5. Методы социальной психологии
- Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы Вопросы
- 1. Понятие «группы» в социальной психологии
- 2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп
- 3. Психология массовых психических явлений
- 4. Психологические особенности национальных и этнических групп
- 5. Социально-психологическая характеристика малых групп
- 6. Динамические процессы в малой группе
- 7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса
- Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы
- 1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.
- 2. Виды общения
- 3. Характеристика коммуникативной стороны общения
- 4. Характеристика интерактивной стороны общения
- 5. Характеристика перцептивной стороны общения
- Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы
- 1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии
- Межличностное взаимодействие
- 2. Виды межличностных отношений
- 3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы
- 4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации
- Лекция 2.5. Личность и ее социализация Вопросы
- 1. Сущность и общее представление о социализации
- 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации
- Функции и структурные элементы основных институтов общества
- 3. Человек как объект и субъект социализации
- 4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации