logo search
волкова экзамен

15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.

Основателями личностно-центрированного направления являются К. Роджерс, А.Бой, Д. Пайн. Понимание человека происходит как изначально положительного, движущегося вперед, заслуживающего доверия, человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей.

Принципы данного направления следующие:

человеку свойственно врожденное стремление к самореализации;

реальность индивида – это в первую очередь то, что он воспринимает;

в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчивое представление о самом себе;

источником возникновения психических проблем является вытеснение некоторых факторов бытия, чувств, опыта, и идеальное Я, то есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к которому стремится личность;

здоровая личность определяется как имеющая минимум расхождений между Я - реальным и Я - идеальным.

Цели и задачи личностно-центрированного направления следующие: самоизучение, открытость по отношению к себе и другим, самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь и теперь».

Методы, используемые консультантом:

- одобрение;

- разъяснение;

- вербализация;

- отражение эмоций;

- использование эмпатии, положительное отношение;

- конгруэнтность, самораскрытие, активное или пассивное слушание, открытые вопросы-утверждения;

- подитоживание.

Задачи консультанта в работе с клиентами: создание такой атмосферы, которая способствовала бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации; проникновение в мир восприятия клиента и принятие его системы ценностей; помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира; помощь в формировании конгруэнтности клиента; помощь клиенту в расширении своей «Я-концепции»; повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.