Оглавление
«Общие основы военной сихологии»…………………………………………………………………………...…................... Военная психология как отрасль психологической науки…………………………………………….…................. Психологические особенности военно-профессиональной деятельности…………………………..…….….….... Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива……....……….…... «Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины»…………………………………………………………….……………………………………..……. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины………….……………….. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины………………………………………………………………………………………….…….…………… Организаторская работа командира подразделения по укреплению воинской дисциплины и поддержанию твёрдого уставного порядка………………………………………………………….…..……………………..…….. «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»………………………………………………………………………………………………….…………………. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание…………….…....……..…….. Методы и способы психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива…….……….…….. Психологические аспекты обучения военнослужащих. Психологическое обеспечение боеготовности………………………………………………………………………..…………………………..…….. «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»……………………....................... Общая характеристика конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих и их типичные причины…………………………………………………………………………………………………………………. Профилактика конфликтов в воинских коллективах……………………………………………..…….…………… Конструктивное разрешение конфликтов в условиях воинской деятельности………………..……..…….…….. «Научные основы воспитания военнослужащих»………………...……………………………………………...……….….. Цели, содержание, направления, воспитание военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.………………………………………………………………………………………………...……….…… Принципы воспитания военнослужащих………………………………………………….………….……….……… Характеристика основных методов и форм воспитания военнослужащих……….………………….…………… «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»……………………....…………... Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими…………….…………… Основные методы и приемы индивидуального воспитания и перевоспитания военнослужащих...…………….. Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделении………………………………... «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих»……………………………………………………………………………………..…………………………. Психолого-педагогическая характеристика военнослужащих с отклоняющимся поведением……..……………. Педагогическая профилактика различных видов отклонений в поведении военнослужащих…...……………… Комплексная целевая программа предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении военнослужащих по призыву. ………………………………………………………….………..…….. «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением»……………………………….…………… Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений между военнослужащими……...………………… Диагностика и профилактика употребления спиртных напитков личным составом подразделения………………………………………………………………………………………..………….……… Диагностика и профилактика наркомании и токсикомании военнослужащих…………………….……………… Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих……………………….……………… Воспитательная работа с верующими военнослужащими………………………………………..………………… «Организация морально-психологического обеспечения (МПО) войск в боевой обстановке»………………………………………………………………………………………………………………………. Психологические особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя…………….…… Цели, задачи и основные виды морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск………………………………………………………………………………………………………..…………… Формы и методы работы офицеров по организации морально- психологического обеспечения готовности личного состава к выполнению боевой задачи………………………………………………………………………. «Психологическая готовность воина к бою»………………………………………………………………………..… Влияние негативной информации на психику воина. Информационная безопасность войск и защита личногосостава от негативного информационного воздействия…………………………………..….……………. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям……………………………………………………………………………………………………… Психологические механизмы преодоления страха у военнослужащих……………………………………………. Приемы и способы восстановления психологического здоровья военнослужащих………………………………. «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне»…………………………………………………………………………………………………………………………….. Психологические операции противника и организация противодействия им……………………………………... Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы его оптимизации……………..………………... Девиантное поведение на войне. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в боевой обстановке……………………………………………………………………………………….……………………...
|
4 4 6 9
11 11
13
16
20 20 24
26 30
30 34 36 41
41 44 47 51 51 56 59
60 60 63
67 71 71
75 76 78 80
87 87
90
93 94
94
98 99 101
102 102 108
110 |
«Общие основы военной психологии».
Военная психология как отрасль психологической науки.
Военная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека и психологии воинского коллектива при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой военной службы.
Основными задачами и направлениями исследований военной психологии являются:
разработка методов комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих;
определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих при организации и осуществлении военно-профессиональной подготовки;
разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке;
разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений;
разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы и др.
Перечисленные задачи по своей сути являются интегральными, т.е. обобщают в себе целый ряд других практических задач.
Так, например, разработка методов повышения эффективности и качества комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих на практике предполагает решение следующих задач:
разработка профессиограмм и психограмм воинских специальностей;
разработка методов психодиагностики профессионально важных качеств военнослужащего;
разработка критериев соответствия уровня развития профессионально важных качеств военнослужащего требованиям воинской специальности;
разработка организационных основ мероприятий по профессиональному психологическому отбору военнослужащих;
психологическое обеспечение мероприятий профориентационной работы.
Повышение эффективности профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих предполагает решение следующих задач:
разработка организационных и методологических основ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
разработка методов психодиагностики состояния военнослужащих с целью выявления лиц, испытывающих сложности в военно-профессиональной адаптации;
разработка методов коррекции функционального состояния организма военнослужащих и оказания психологической помощи с целью повышения эффективности адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности и предупреждения психических и психосоматических нарушений;
разработка психологических основ организации учебного процесса и методов педагогического воздействия на военнослужащих с учётом их индивидуально-психологических и личностных особенностей и др.
Разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке предполагает решение следующих практических задач:
исследование влияния факторов боевой обстановки, в том числе и реальной витальной угрозы, на психическое состояние военнослужащих;
разработка методов прогнозирования эффективности деятельности военнослужащего в боевой обстановке на основе учёта его индивидуально-психологических и личностных особенностей;
разработка научно-методических основ комплектования подразделений для деятельности в боевой обстановке на основе оценки степени психологической готовности военнослужащих к подобной деятельности;
разработка методов эффективной коррекции функционального состояния военнослужащих в условиях боевой обстановки;
поиск эффективных путей и методов психологической реабилитации военнослужащих после выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях деятельности с целью профилактики посттравматического стрессового синдрома и восстановления профессиональной работоспособности;
обоснование психологических методик, направленных на формирование психической готовности военнослужащих к деятельности в боевых условиях, в том числе развитие у них эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, а также разработка и апробация методов саморегуляции психического состояния.
Разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений предполагает решение следующих практических задач:
исследование психологических механизмов и закономерностей становления и развития воинских коллективов, а также формирование климата в воинском коллективе;
поиск путей и разработка психологических методов укрепления воинской дисциплины и профилактики правонарушений;
разработка методов управления воинским коллективом на основе учёта его психологических особенностей и закономерностей развития
Методы исследования в военной психологии.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные методы, а также методы моделирования.
Субъективные
Объективные
Наблюдение
Самонаблюдение
Внешнее
Свободное
Стандартное
Включенное
Тесты
Объективные
Проективные
Моделирование
Техническое
Математическое
Кибернетическое
Логическое
Эксперимент
Стандартный
Свободный
Опрос
Устный
Письменный
Свободный
Стандартный
Беседа
Тесты
Тест-опросник
Тест-задание
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчётах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование, поскольку наблюдение направлено не только на описание внешних действий человека, но и на их психологическое содержание,
которое необходимо раскрыть исходя из внешних факторов.
Следует иметь в виду, что метод наблюдения может иметь разнообразные варианты использования. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда наблюдатель (офицер или психолог) сам является непосредственным участником событий. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что под влиянием личного участия исследователя в происходящих событиях его восприятие и понимание всего происходящего, в том числе и восприятие поступков других людей, может быть искажено. Поэтому, оценивая те или иные события, целесообразно учитывать мнение и тех, кто наблюдал за всем происходящим со стороны. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу – самонаблюдению.
Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.
Самонаблюдение, особенно в форме самоанализа своего состояния или поведения, очень важно не только для психолога, но и для офицера, являющегося командиром подразделения. Очень часто, сталкиваясь с необычными или незнакомыми явлениями, а также с поведением других людей, офицер стремится понять психологическое содержание происходящего. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу собственных переживаний. Поэтому для того, чтобы успешно работать как с отдельными военнослужащими, так и с воинскими коллективами, офицер должен овладеть таким методом, как самоанализ, научиться объективно оценивать своё состояние и свои переживания.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, так как вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространённая форма данного опроса – анкета.
Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Опрос данного типа позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить весьма разнообразную информацию об обследуемом.
Помимо вышеизложенных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа, которая может рассматриваться в качестве одного из вариантов опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Весьма доступным для офицера является метод изучения документов или анализ деятельности человека. Знакомясь с документами, которые характеризуют военнослужащего, командир подразделения может получить большой объём объективной информации. Но следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.
Тестирование. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения достаточно точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тест отличается тем, что имеет чёткую процедуру сбора и обработки данных, а также чёткую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.
Принято выделять несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.
Тест-опросник основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надёжную информацию о наличии или выраженности определённой психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.
Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения им определённых заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определённый перечень заданий. Количество выполненных заданий служит основанием для определения того, имеется ли у индивида определённое качество и насколько оно развито. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.
Проективные тесты. Данная категория тестов основывается на свободной интерпретации выполняемых ими заданий. Например, на основе предпочтений испытуемого при выборе цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемого вводят в воображаемую и сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации: например, испытуемый должен рассказать историю на основе картинки, которую ему показывают, после чего путём анализа его интерпретации делается вывод об особенностях психики испытуемого.
С другими методами психологических исследований, представленными на рисунке, офицер в своей практической деятельности сталкивается существенно реже. Как правило, это происходит лишь тогда, когда он в процессе прохождения военной службы получил специальность военного психолога и приступил к выполнению соответствующих функциональных обязанностей.
Психологические особенности военно-профессиональной деятельности.
Военно-профессиональная деятельность – это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.
Боевая деятельность – это активность военнослужащих по достижению целей вооружённой борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определённую внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на её течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.
На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.
Любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т.д.
Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия как для конкретного человека, так и для социального окружения. Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приёмами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т.е. проявляет трусость.
Следует задуматься над следующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.
Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественной войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого офицера состоит в воспитании у своих подчинённых патриотических чувств, в формировании у них готовности выступить на защиту Родины.
Как известно, любая деятельность преследует определённые цели.
Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, - в опасной, полной неожиданностей и сильных взаимодействий обстановке. Поэтому боевая деятельность – это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления боевых целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывая её вероятные изменения, преодолевая отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать своё поведение.
Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причём у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее.
Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчинённых те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.
Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава частей и подразделений при достижении целей вооружённой борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологический условий эффективности и надёжности боевой деятельности военнослужащих.
Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.
Другой вид военно-профессиональной деятельности – это деятельность в обычных, мирных условиях.
Осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека – командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).
Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить своё профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определённое психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время – это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приёмами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.
Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.
Особенности профессиональной деятельности офицера.
В структуре современных Вооружённых сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки офицерского состава.
В военно-профессиональной деятельности офицера можно выделить несколько основных направлений:
управление деятельностью воинского коллектива;
воспитание и обучение личного состава подразделения (части);
постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний.
Военное управление – это направленное воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы, происходящие в нём, с целью изменения его состояния или придания ему новых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей.
На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умении решать задачи, стоящие перед подразделением или частью. Как известно, победа в современном бою может быть достигнута лишь усилиями коллектива. Способность мобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижение намеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижение успеха в бою, - именно в этом проявляется мастерство управления воинским коллективом.
Современная военно-профессиональная деятельность требует от офицера систематического совершенствования управленческих навыков.
Поэтому одной из основных задач подготовки офицерских кадров является обучение искусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке.
Не менее значимым направлением профессиональной деятельности офицера является обучение и воспитание личного состава.
Молодой человек после призыва в ряды Вооружённых сил или поступления на военную службу по контракту оказывается не только в новых для себя социальных условиях, но и сталкивается с необходимостью овладеть значительной по объёму незнакомой информацией. При этом от качества усвоения данной информации зависит успешность дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащего. Следует отметить, что за обучение военнослужащих ответственность несёт непосредственно командир подразделения, поэтому в его обязанности входит и организация учебного процесса.
Следовательно, командир обязан не только обладать определёнными педагогическими знаниями, но и навыками педагогической работы. Кроме того, следует отметить, что командир обязан не только заниматься обучением личного состава, но и осуществлять воспитание своих подчинённых, формируя у них готовность в любой момент выступить на защиту Отечества.
Офицер должен не только уметь принимать решения, но и на практике самостоятельно выполнять определённые учебные и боевые задачи. Очень часто от уровня развития профессиональных умений и навыков командира зависит успех деятельности всего подразделения.
Таким образом, офицер действительно является центральной фигурой военно-профессиональной деятельности, поэтому в обязанности каждого офицера входит постоянное совершенствование своей военно-профессиональной подготовки.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».