«Психологическая готовность воина к бою».
Влияние негативной информации на психику воина. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия.
Информация и информационные технологии сегодня становятся оружием не только в метафорическом смысле, но и в прямом.
Основным объектом информационного воздействия являются сознание и психика человека. В зависимости от преследуемых целей, масштабов действий, характера и содержания решаемых задач, привлекаемых сил и средств объектами информационного воздействия могут быть как конкретные лица (государственные и политические лидеры, сотрудники спецслужб, военнослужащие, ученые, члены политических движений), так и определенные социальные группы (рабочие, предприниматели, молодежь, домохозяйки и т.д.). В условиях, когда нарушено функционирование системы государственного управления, создана обстановка общественно-политической и социально-экономической нестабильности в стране или в конкретном регионе, им может стать все население.
Ни для кого не секрет, что информационные войны сегодня уже не мифы, а реальность. И чем дальше, тем больше информационное оружие будет выступать в качестве фактора скрытого военно-политического давления, способного нарушить сложившийся в мире стратегический паритет.
Информационная безопасность - способность государства защитить все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечить субъекты политического и военного руководства данными, не допустить утечку закрытой, общественно ценной информации и сохранить постоянную готовность к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене, способствовать достижению социальной стабильности и согласия в обществе.
В качестве основных угроз информационной безопасности следует отметить усиливающуюся вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия. В его разработке определились два направления:
создание средств, предназначенных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих;
создание средств, направленных на поражение информационных систем.
Первое направление основано на применении инфразвука, микроволнового излучения, биоэлектронного воздействия, электромагнитных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля над психикой военнослужащих и целенаправленного влияния на их поведение в боевой обстановке.
Если же источником информации служат технические системы, то речь уже идет о технической разведке, или шпионаже (перехват телефонных переговоров, радиограмм, сигналов других систем коммуникаций), проникновении в компьютерные сети, банки данных.
Второе направление разработки информационно-психологического оружия связано с внедрением негативной информации, что может не только привести к опасным ошибочным решениям, но и заставить действовать во вред, даже подвести к самоубийству, а общество к катастрофе.
На сегодняшний день, к сожалению, нет единой концепции информационной безопасности войск. Однако научные исследования, зарубежный и отечественный опыт позволяют определить ее основное содержание через структурные компоненты. Они предопределяют и основные направления информационной безопасности.
Центральным ее звеном является надежная информационная защита войск и сил флота. С одной стороны, она предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну; информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника; радиоэлектронную защиту. С другой - предохранение здоровья и психики личного состава частей и подразделений от разрушительного информационно-психологического воздействия противника.
Вместе с тем защита должна сочетаться с эффективным информационным противодействием. Оно включает не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение вражеских информационных систем, но и всевозможную дезинформацию противника, (маскировку, демонстративные действия, организованную «утечку важной информации»).
В ходе военного противоборства информационная безопасность войск в значительной мере будет зависеть от мощности информационно-психологического воздействия на противника, которое должно преследовать цели подрыва морально-психологической устойчивости его личного состава и населения.
Непрерывные сбор и обработка информации о противнике и ТВД (разведка), информационно-аналитическая деятельность органов военного управления, организация связи, информационная поддержка выработки решений, оценка морально-психологического состояния личного состава и воинской дисциплины - все это входит в круг проблем информационного обеспечения управления войсками.
Защита войск от информационного воздействия противника представляет собой систему мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.
Прогнозирование негативного информационного воздействия противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций, которыми может располагать реальный или потенциальный противник.
Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики негативного информационного воздействия противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как опасность, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих. Ясно, что специалисты противника не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: возможные поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; неблагоприятные события в стране; низкий уровень подготовки личного состава; просчеты в информировании военнослужащих; факты дезертирства, предательства и др. Необходимо предусмотреть возможную степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени могут проявить низкие морально - психологические качества.
Предупреждение эффективного «срабатывания» негативного информационного воздействия противника предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. Здесь важно держать под постоянным контролем людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и др.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники. Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, а в частях - специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Зарубежные . специалисты, как уже отмечалось, считают листовки наиболее эффективным средством психологического воздействия на людей. Поэтому закрытие этого канала влияния на воинов позволит снизить действенность негативного информационного воздействия противника.
Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются: назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным психологическому воздействию противника, с целью оказания психологической поддержки; включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, нацеленные для решения конкретных задач; проведение с ними индивидуальной работы и обучение приемам психической саморегуляции и др.
Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и др.) командирам необходимо упреждать противника в информировании своих подчиненных о военных, политических и боевых событиях, изменениях обстановки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.), свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов, уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.
Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М.Е. Катуков в этом отношении отмечал: «Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как бы горька она ни была. Ничто так не действует на моральное состояние бойца, как сладенькая полуправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы старались воспитывать своих бойцов ,так, чтобы они понимали: победа или поражение - это не результат указаний свыше, это - твоя победа, твое поражение».
Видимо, сегодня нельзя пренебрегать и опытом информационно-психологического противодействия, накопленным в годы Второй мировой войны нашим противником. Известно, что, стремясь обеспечить идейно-психологическую защищенность своих военнослужащих от советской пропаганды, фашистские лидеры организовали дело так, что практически весь личный состав прошел курс «национал-социалистской подготовки», состоящий из 16 занятий («германский народ», «германская империя», «германское жизненное пространство» и «национал-социализм»), и постоянно снабжался фашистской литературой (каждая рота получала журнал «Вермахт», по 10 газет и серийную массовую литературу «Торнис теншрифт» («для солдатского ранца»).
Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение сил и средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо не допускать потери бдительности, расслабленности, безделья, бесконтрольных контактов с гражданскими лицами. При этом нельзя забывать о том, . что не всякое действие противника ) требует механического опровержения, разоблачения. Часть его пропагандистско-агитационных материалов может быть активно использована в контр-пропагандистских целях, часть - просто проигнорирована. Нужно помнить и о том, что сегодня уже эмоционально и содержательно малонасыщенными являются заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости», противника. Каждая такая формулировка должна обязательно подкрепляться конкретными аргументами и фактами.
Во время боевых действий на руку противника неосознанно могут играть некоторые средства массовой информации своей страны. Так, например, сообщения СМИ США о том, что в район Персидского залива спешно перебрасываются плавучие госпиталя (американский «Мерси» и французский «ЛаРанс» емкостью по 200 тыс. раненых в сутки), около 55 тыс. пластиковых мешков для транспортировки тел погибших, на некоторое время резко ухудшили морально-психологическое состояние участников операции «Буря в пустыне». Еще более ярким примером включения СМИ собственного государства в систему негативного информационного воздействия противника являются чеченские события (1994 - 1995 гг.). Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия с СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Видимо, в этом отношении весьма ценным может оказаться опыт взаимодействия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им удалось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем столетии) с беспрецедентным размахом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому в немалой степени способствовало создание пресс-центров, в которых журналисты могли получить большой объем свежей, яркой и одновременно тщательно «просеянной», «отшлифованной» информации. Гибкой и эффективной формой этой работы стали 40 журналистских «пулов», формировавшиеся в составе 4-5 представителей СМИ и офицера по связям с общественностью.
Для того чтобы еще раз подчеркнуть всю пагубность недооценки значения работы с СМИ, приведем у такой пример. По оценкам специалистов, российские военные средства массовой информации в ходе боевых событий в Чечне выглядели «почти беспомощными» - за месяц боевых действий федеральных войск официальная информация, исходившая из Министерства обороны, составила 5% всего объема сообщений. Были дни, когда Министерство обороны попросту молчало и не реагировало на явную клевету и дезинформацию, звучавшую из других источников информации.
Во многом именно поэтому такое громкое звучание имели информационно-психологические акции боевиков, связанные с диверсиями в Буденовске и Первомайском, с распространением слухов о широкомасштабном привлечении Дудаевым снайперов-спортсменов в качестве наемников, о наличии у боевиков ракет и оружия массового поражения, об отслеживании чеченцами участников боевых действий (в первую очередь летчиков) и визитах в их семьи, о возможности восстания против России всех кавказских! народов и др. Многие из этих слухов опровергало лишь время.
Следует отметить, что слухи в практике психологических операций считаются одним из наиболее мощных и эффективных средств воздействия на войска противника и населения. Они обладают свойством особой психологической заразительности, так как распространяются чаще всего знакомыми людьми, в доверительной форме, имеют особую эмоциональную окраску. Внушающая сила слухов возрастает прямо пропорционально росту дефицита информированности людей по поводу важнейших событий, явлений, фактов. Распространение слухов, особенно в среде с преобладающими состояниями тревоги, неуверенности, сомнений, нередко сопровождается деморализацией военнослужащих, дезорганизацией их целесообразной деятельности.
Учитывая огромный психологический эффект слухов, командиры, офицеры воспитательных структур должны принимать своевременные и исчерпывающие меры по их пресечению, выявлению источников распространения, разъяснению: личному составу целей их действительных авторов.
Ликвидация последствий негативного информационного воздействия противника предполагает:
анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск;
проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами;
восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений;
применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям;
определение мер по оптимизации всей системы противодействия психологическим операциям противника.
Противодействие и защита войск от негативного информационного воздействия противника является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы на всех этапах подготовки и решения боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно, учитывает психологические закономерности восприятия человеком . информации и т.д.
Таким образом, негативное информационное воздействие противника в современной войне рассматривается в качестве важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами боевого поражения. Противодействие негативному информационному воздействию предполагает осуществление прогнозирования, профилактики, срыва и ликвидации последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений.
Все сказанное выше позволяет констатировать, что в мире появился новый вид боевых действий - информационно-психологическое противоборство. Новое «несмертельное психологическое» оружие используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия современной и будущей войны. Армия, которая будет иметь превосходство в качественно-количественных характеристиках этого оружия, в опыте его боевого применения, окажется более эффективной на поле боя современной войны.
Командиры, штабы, органы воспитательной работы должны хорошо представлять, что для победы над противником недостаточно физически сохранить своих солдат и не всегда самым эффективным является уничтожение солдат неприятеля. Успех современного боя на три четверти зависит от реального соотношения морально-психологических возможностей противоборствующих сторон. Искать и находить средства повышения морального духа своих войск и снижения морально-психологического состояния войск противника, эффективно осуществлять информационно-психологическую защиту подчиненных и вести непрерывное, жесткое, изматывающее психологическое давление на противника - это не только черты таланта современного военного руководителя, но требование современной боевой практики.
Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям.
Формирование моральной готовности и психологической способности организуется в ходе осуществления морально-психологического обеспечения боевых действий. Морально-психологическое обеспечение включает в себя следующие основные виды работ:
информационно-воспитательная работа;
психологическая подготовка;
военно-социальная работа;
защита войск от информационно-психологического воздействия;
культурно-досуговая работа.
В рамках информационно-воспитательной работы при подготовке к бою (боевым действиям) важное значение имеет информированность военнослужащих о военно-политической обстановке в мире, стране, регионе; своевременное доведение до них приказов и директив командования; данных об успехах своих войск; примеров мужества и героизма воинов.
С целью поддержания и восстановления морально-психологических и физиологических сил военнослужащих и их мобилизации на успешное решение боевых задач проводится культурно-досуговая работа. В ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) важное значение для выработки у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач приобретает психологическая подготовка. Ее основными задачами являются формирование навыков и умений поведения в бою, психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач. Сущность психологической подготовки проявляется в моделировании действий военнослужащих в боевых условиях и в конечном итоге создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов.
Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую.
1. Общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности военнослужащих действовать в условиях современного боя против вероятного противника, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов. Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д.
Важное значение имеет адаптация военнослужащих к трудностям и лишениям военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословно подчиняться командирам и начальникам. Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого слаживания подразделений и воинских частей должны столь же полно задействовать психику военнослужащих, как и, боевые, условия. Необходимо приучать личный состав к походно-полевому быту, максимально полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию), к напряженному режиму жизнедеятельности (путем подъемов по тревоге, чередования активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращения времени на сон и отдых, создания дополнительных сложностей и препятствий и др.). Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезными в этом отношении могут быть занятия с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых налетов, зараженных участков местности и др. Учебное поле, на котором проводится боевая подготовка, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно напоминать поле боя. В ходе занятий создаются ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы, нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности. Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать собственные отрицательные психические состояния и оказывать первую психологическую помощь товарищам.
Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, способность управлять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называется психологической устойчивостью. А в соответствии с соответствующим эмоционально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффективно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою.
2. Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость военнослужащих применительно к конкретным видам боевых действий, с учетом особенностей боевой деятельности конкретных специалистов, в особых природно-климатических условиях. В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр, упражнений достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве, времени, в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.
3. Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом боевых действий. Она направлена на формирование у военнослужащих психологической готовности на решение конкретной боевой задачи. Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к неблагоприятным событиям. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден - защищен». Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности.
Психологические механизмы преодоления страха у военнослужащих.
Страх занимает главное место среди отрицательных переживаний воина в состоянии стресса. По своему содержанию это переживание проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, стать калекой, потери боеспособности и уважения сослуживцев и т.д. По оценкам экспертов, около 99 % военнослужащих испытывают в бою страх, при этом у 20 - 25 % из них он сопровождается тошнотой и рвотой, у 10 - 15 % - неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Для преодоления этого чувства существуют специальные методы, рассмотрим некоторые из них (см. схему).
Психологические методы борьбы со страхом
Психолого-педагогические методы
Воспитание физической выносливости
Коммуникативные методы
Дисциплинарные методы
Дисциплинарные методы преодоления страха построены на вытеснении менее сильных эмоций более сильными (страх наказания со стороны командира и возможность оказаться опозоренным сильнее страха смерти в бою). С древних времен известно, что одно из самых действенных противоядий страху - дисциплина. Античное происхождение имеет афоризм, гласящий: «Воин должен бояться начальника пуще врага».
Знание психологических особенностей дисциплины боевой деятельности позволяет более конкретно ставить вопрос о формировании методов борьбы со страхом, опираясь на теорию и методику психологической подготовки. Здесь есть несколько возможностей:
- проведение в жизнь принципа сознательности дисциплины;
- опора в укреплении дисциплины на требования к поведению, вытекающие из условий службы и учебы, последовательно приближаемых к обстановке боя;
- использование стрессовых ситуаций, испытания и повышения устойчивости дисциплины;
- применение специальных тренировочно-игровых упражнений по психологической закалке отдельных компонентов дисциплинированности.
Коммуникативные методы преодоления страха:
- вербальные – доводятся до воeннослужащих мобилизующей информацией, убеждением, внушением, психологическим заражением настроением, шутками, приказами, угрозами и другое;
- визуальные - контакт глазами, одобряющая пантомимика;
-тактильные - прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание»;
- эмоциональные - нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка;
- деятельностные - личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и прочее.
Многие морально-психологические качества определяются физиологической выносливостью, закалкой организма военнослужащих. Поэтому необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной натренированности солдат и офицеров - воспитанию физической выносливости. Военно-прикладное значение спорта огромно. Особое значение в деле преодоления страха имеют спортивно-боевые единоборства - pyкопашный бой, самбо, бокс, каратэ и т.д.
Психолого-педагогические методы включают различные формы словесного воздействия. Не нужно забывать, что кроме страха смерти в бою, есть еще и страх ранения. Долг начальника и более опытного сослуживца в этом случае - прийти на помощь молодому солдату.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».