Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
Личность, в том числе и личность воина, обладает определёнными психологическими признаками, которые позволяют человеку проявить себя в деятельности и взаимодействии с другими людьми. К основным из них относятся:
сознание;
самосознание;
саморегулирование;
активность;
индивидуальность;
самоопределение;
самовыражение;
самоутверждение;
авторитет.
1) Сознание представляет собой способность человека, воина осознано отражать окружающий мир. Осознание своего воинского долга, личной ответственности за защиту Отечества способствует добросовестному выполнению каждым воином своих служебных обязанностей.
2) Самосознание заключается в способности сознавать самого себя, свою сущность и предназначение, определить своё место в коллективе, в системе выполнения боевых задач подразделением.
3) Саморегулирование является важной чертой личности воина, отражающей способность управлять своим поведением и деятельностью в различных условиях. Саморегулирование – очень важное качество при действиях в неблагоприятных условиях.
4) Активность проявляется в конкретной деятельности. Однако, активность может носить как общественный, так и антиобщественный характер. Поэтому важно, чтобы активность каждого воина имела общественно полезную направленность.
5) Индивидуальность выражается в совокупности неповторимых черт, определяющих социальный облик воина, отличающих его от других военнослужащих.
6) Самоопределение личности воина- это стремление осознать себя, свои интересы, определить своё место в жизни, в обществе, в коллективе. Чёткая организация воинской деятельности , здоровые взаимоотношения между военнослужащими способствует формированию у воинов высокой ответственности за своё поведение, отношение к выполнению воинского долга.
7) С самоопределением военнослужащего неразрывно связано самовыражение, т.е. стремление к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей, своих способностей и качеств.
8) Основой самоутверждения является потребность человека утвердить себя в глазах окружающих и в своём мнении, приобрести определённую общественную и личную зависимость.
9) Авторитет военнослужащего является надёжным индикатором его самоутверждения и представляет собой социально-психологическое влияние одного военнослужащего на других, признание его заслуг, превосходства, добровольное ему подчинение.
Социально-психологические признаки личности, рассмотренные выше, находят своё выражение в статусе и роли личности в коллективе. Статус личности – это её положение в системе межличностных отношений, определяющие её права, обязанности и привилегии. В различных группах одна и та же личность может иметь различный статус. Его существенные различия определяются уровнем группового развития, содержанием деятельности и общения.
Роль представляет собой социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в группе. Статус, как и роль, может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным). Например, статус подчинённого – это официальный статус номера расчёта (оператора). Однако он может быть лидером в расчёте, т. е. играть роль первого в группе. В ходе исследования было выявлено, что каждый военнослужащий помимо своих должностных обязанностей выполняет ряд функций, соответствующих определённой роли. В коллективе насчитывается в среднем от 10-12 основных ролей: ЛИДЕР, МАСТЕР, ЗНАТОК, ШУТНИК, ЛЕНТЯЙ, МИРОТВОРЕЦ, БУНТАРЬ, СУДЬЯ, ПРАВЕДНИК, КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬ и др. Это – не официальные роли в межличностных отношениях. Какую роль играет воин, зависит от многих факторов – его уровня профессиональной подготовки, общей эрудиции, индивидуально-психологических качеств, его физических данных, традиций, установленных в группе, уровня развития коллектива, роли младших командиров в подразделении и др. Было выявлено, что наиболее конфликтными по отношению к руководителям являются роли ЛИДЕРА, МАСТЕРА, ЗНАТОКА, а роли ЛЕНТЯЯ, БУНТАРЯ, ШУТНИКА менее конфликтными, но всё же не оптимальными.
В условиях формирования Вооружённых Сил ведущей ценностью армии становится личность военнослужащего, что предъявляет повышенные требования к психолого-педагогической компетентности командиров всех уровней, особенно в части, касающейся знаний о сущности, структуре и индивидуально-психологических характеристик личности воина.
Воинский коллектив – высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идёт о боевом расчёте, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.
В своём развитии воинский коллектив проходит определённые стадии. Чаще всего выделяют три основные стадии развития коллектива:
социального единства
войскового товарищества
социальной зрелости.
Первая, начальная стадия социального единства развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии развития военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий.
Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определённые трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных солдат становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому командир подразделения должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.
На второй стадии, стадии войскового товарищества, как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплочённость, дисциплинированность и коллективные привычки. Данная стадия создаёт весьма благоприятные условия для всестороннего развития личности воина.
На этой стадии развития воинского коллектива командир обязан изменить стиль управления. Если на первой стадии офицер воспринимается коллективом как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он должен стать руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчинённых, единоначалие с опорой на коллектив. Поэтому при проведении воспитательной работы командир обязан активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.
Стадия социальной и боевой зрелости является третьей стадией развития воинского коллектива. На данной стадии достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций.
Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.
Коллектив является неотъемлемой частью общественного организма, поэтому психология каждого конкретного коллектива представляет собой проявление общественной психологии.
Однако следует иметь в виду, что в психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности (особенности решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.). Именно эти частные условия в значительной степени и определяют специфические особенности психологии данного коллектива. Таким образом, хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная» психология неповторима.
В повседневной жизни, когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат, под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.
В структуре социально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив, и их отношение друг к другу. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, офицерами-сослуживцами) и отношения по вертикали в системе руководства и подчинения.
Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью – основой его существования.
Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект – систему межличностных психологических отношений.
Служебные отношения – важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни.
Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных , трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне её взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.
Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих.
Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.
Одно из таких явлений – стремление личности к самоутверждению.
Процесс самоутверждения личности – это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играет значимую роль в коллективе.
В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение. Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего связан со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчинённым в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.
Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любого коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение – это один их компонентов морально-психологической атмосферы подразделения (части, корабля).
Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на коллектив (например, командир подразделения), но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает своё место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нём. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Например, для воинского коллектива такими принципами должны являться честность, готовность выполнить воинский долг, товарищеская помощь и взаимовыручка. Поэтому опытные командиры при проведении воспитательной работы всегда учитывают и используют коллективное мнение. Но следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия коллективного мнения может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.
Поэтому в практике нередко случается так, что в повседневной жизни, на общем собрании военнослужащих вдруг обнаруживаются два мнения: одно официальное, внешнее, и другое – внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений.
Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характерным для большинства коллективов, является коллективное настроение.
Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности их ратного труда. Командиры обязаны учитывать это в своей работе и проявлять активность в формировании соответствующих коллективных настроений.
Неотъемлемой частью социально-психологического климата воинского коллектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные традиции.
Роль традиции коллектива в воспитании личности чрезвычайно велика, поскольку человек незаметно для себя усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения. Следовательно, каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения и поддерживать эти традиции, используя их возможности для воспитания своих подчинённых.
«Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины».
Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.
Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Она играет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами формируются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию. Воинская дисциплина - одно из важнейших слагаемых боевой готовности войск. В свою очередь она может классифицироваться на дисциплину боя, дисциплину управления, дисциплину боевого дежурства и др.
Воинская дисциплина - строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.
Воинская дисциплина отражает особенности военной службы и вследствие этого обладает рядом отличительных черт:
1. Она более детально регламентирует требования, предъявляемые к военнослужащим.
2. Правила воинской дисциплины распространяются на внеслужебную сферу.
3. Она предъявляет более высокие требования к исполнителям, чем другие виды государственной дисциплины.
4. Объем дисциплинарных прав у командиров и начальников значительно шире, чем у иных должностных лиц.
5. За нарушения требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государственной дисциплины.
Воинская дисциплина является не только одним из компонентов боевой готовности частей и соединений, но и определяющим фактором всего уклада их жизни и учебно-боевой деятельности войск. Исходя из этого, ей присущи определенные социальные и психолого-педагогические функции:
1. Нормативная - предполагающая разработку, обоснование, развитие упорядочение нормативных актов.
2. Организующая - дисциплина как специфическая форма социальной связи людей согласовывает их действия по времени, месту, задачам и другим параметрам.
3. Побудительно-регулятивная - не только указывает на определенные рамки поведения военнослужащих, но и побуждает их к выполнению предъявляемых требований и следованию общепринятому образцу поведения в воинской среде.
4. Педагогическая - воспитывает у личного состава сознательное отношение к порученному делу, формирует уставные взаимоотношения между военнослужащими.
5.Психологическая - вырабатывает особую нравственную атмосферу, конкретную модель поведения с учетом психологических особенностей военнослужащих и психологии воинского коллектива.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнении служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне – к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика – психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика – это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
Она достигает своей цели тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Российской Федерации и её Вооружённых Сил.
Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которым в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции:
служебно-деятельностную;
воспитательную;
информационную;
стимулирующую;
ограничительную;
обучающую;
профилактическую.
Служебно-деятельностная функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это: признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой – это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскании и направленное на преодоление внутреннего сопротивления и переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознание и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняют не только поощрительные меры, но и определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
Ограничительная (ограничивающая) функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношении применения дисциплинарных воздействий к военнослужащим, несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершённые им во время несения службы, производится после смены наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. Кроме того, командиры имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объёме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется. Превышение дисциплинарной власти является нарушением законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых оно не распространяется; в использовании мер дисциплинарного воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.
Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчинённых эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактическая функция дисциплинарной практики направлена на предупреждение грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей, а занимаются уговорами и увещеваниями.
Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.
Ключевым звеном психологического механизма дисциплины подразделения является деятельность командира. Его компетентность и желание, энергия и последовательность в решении вопросов дисциплины обусловливают развитие и эффективность её индивидуальных и групповых основ. При этом искусство дисциплинарного управления – это умение реализовывать все дисциплинарные функции, как организаторские, так и педагогические.
Дисциплинарные функции начальника относятся к его внутренним управленческим задачам и заключаются в следующем:
поддержание активности индивидуальных и коллективных механизмов нормативной регуляции поведения личного состава, их контроль и коррекция в соответствии с уставами; формирование и совершенствование этих механизмов, обучение подчинённых теоретическим и практическим основам дисциплины, воспитание уважения к воинскому порядку (учебно-воспитательные и психокоррекционные дисциплинарные функции);
совершенствование организации повседневной службы и быта личного состава путём разработки и внедрения более рационального порядка решения повторяющихся задач (распорядок дня, ритуал подготовки, проведения и завершения учебных занятий, караульной и внутренней служб, правила действий при объявлении тревоги, организация увольнения в городской отпуск и т. д.);
упорядочение среды обитания, совершенствование материально-технических условий службы и быта, способствующих дисциплинированному поведению военнослужащих, последовательное исключение всего, что мешает соблюдать правовые, нравственные и военно-уставные нормы;
дисциплинирование вновь организуемой деятельности по выполнению новых задач путём конкретных одноразовых указаний или предписания стабильного порядка действий, обусловленного содержанием полученной задачи, складывающейся обстановкой и общими требованиями уставов;
аналитико-оценочная деятельность: изучение состояния дисциплины, психологических факторов достижений и причин негативных явлений; разработка мер по совершенствованию всей дисциплинарной системы подразделения.
Очевидно, что все перечисленные дисциплинарные функции носят управленческий характер. Объектом управления в этом случае выступают механизмы индивидуальной и групповой дисциплинированности, деятельность должностных лиц (сержантов и офицеров), а также условия службы, боевой учёбы, отдыха и досуга. Цель управления – полноценное функционирование дисциплинарной системы подразделения. Дисциплинарное управление теряет своё основное качество, если руководитель замыкается на отдельных проступках, упуская из виду процесс дисциплинирования в целом.
В дисциплинарной деятельности командира важное место занимает его служебное общение с военнослужащими, допустившими те или иные проступки и не обладающими зрелой структурой дисциплинированности. При этом необходимо помнить, что недисциплинированность имеет множество психологических причин и форм. Одни военнослужащие не следуют уставам по своей несклонности к любым правилам, другие испытывают морально-психологическую нагрузку, превышающую их потенциал дисциплинарной выносливости, дисциплинированность третьих подавляется определёнными межличностными влияниями, четвёртые хотят привлечь к себе внимание окружающих, в том числе командира, пятые не могут справиться с определёнными слабостями и привязанностями, например, с высокой эмоциональной возбудимостью, наконец, шестые не знают, как себя вести в том или ином конкретном случае из-за растерянности, неловкости, страха. Помимо этого, недисциплинированность подчинённого может стать следствием ошибок начальника. Таким образом, существуют познавательные, мотивационные, эмоциональные, характерологические, личностные и социально-психологические причины нарушения дисциплины.
Развитие дисциплинированности возможно только тогда, когда командир обращает внимание на самые незначительные улучшения в поведении подчинённого и обеспечивает их положительное подкрепление. Особенно нуждаются в подобном подкреплении те сдвиги, которые превышают групповой стандарт дисциплины, например дисциплина, проявленная в сложных условиях, потребовавших мужества, воли, внутренней ответственности, самоотверженности.
Учебно-воспитательная деятельность по развитию дисциплинированности должна включать в себя следующее:
учебные занятия по общевоинским уставам, военному законодательству, воинской этике, а также по истории дисциплины и её философским, психологическим и военно-тактическим аспектам;
дисциплинарную пропаганду: лекции и беседы, диспуты по правовой и нравственной тематике, наглядную агитацию аналогичного содержания и другие внеучебные мероприятия;
индивидуальные беседы, групповые дискуссии по широкому кругу дисциплинарных проблем, в том числе для выработки правил поведения коллектива, анализа конкретных дисциплинарных ситуаций с принятием решений, которые проводятся в жизнь приказом командира.
Значительная часть дисциплинарных обязанностей начальника сводится к поддержанию и совершенствованию уставного воинского порядка. Психологический смысл этой работы заключается в создании условий, которые облегчали бы уставное поведение личного состава. Одним из таких условий является стабильность, прогнозируемость повседневных событий. Это именно те условия, в которых свои положительные результаты приносят традиции, обычаи, навыки и привычки военнослужащих. Если боевая подготовка на достаточно высоком уровне зрелости воина требует новизны, нестандартности задач и новых решений, то этап формирования дисциплинированности нуждается в известной регулярности, цикличности событий. Соблюдение распорядка дня, реализация учебных планов и планов других мероприятий – это прежде всего дисциплина власти и материальная основа для всей системы дисциплинирования. Следует иметь в виду и то, что стабильность, ритм службы обеспечивается и психологически, т. е. навыками, привычками и традициями воинского коллектива.
Воинская деятельность отличается тем, что связана с выполнением новых задач; боевые ситуации не повторяются в прежнем виде. Вносить дух дисциплины в новую деятельность всегда сложнее, чем укреплять уже налаженный порядок. Поэтому дисциплинирование вновь организуемой деятельности рассматривается в качестве специальной функции командира. Принимая решение, командир предусматривает меры для того, чтобы предстоящая деятельность подчинённых соответствовала законам, воинским уставам, нормам морали, чтобы процесс выполнения конкретной задачи был внутренне упорядочен и согласован с ранее решёнными и будущими (прогнозируемыми) задачами.
Обеспечение дисциплины в новых условиях достигается следующими мерами:
Прогнозирование состояния дисциплины в ходе предстоящих действий, оценка уровня управляемости и самостоятельности подчинённых, определение участков и периодов, где и когда вероятность отклонений от предписанного порядка наиболее значительна (возможны аварии, катастрофы, несчастные случаи, преступления), и отбор правил и норм, которые особенно необходимы для регулирования намечаемой деятельности.
Включение в управленческое распоряжение специальных мер по поддерживанию порядка: формирование временной дисциплинарной структуры во вновь создаваемой группе исполнителей, заострение внимания личного состава на непривычных правилах, выделение в динамике деятельности фиксированных промежуточных этапов, указание на опасные места и периоды.
Разработка или конкретизация оценочных критериев дисциплины, в которых учитываются специфические условия проектируемой деятельности и нормы, которыми она регулируется.
Материально-техническое и организационное обеспечение выполнения поставленной задачи, предупреждающее вынужденные проступки.
Организация психологически обоснованного контроля, не стесняющего инициативы подчинённых и не снимающего с них ответственности за возможные отклонения от установленного порядка действий.
Дополнение процесса постановки задачи дисциплинарным инструктажём с особым вниманием к способам поддержания воинского порядка при выполнении данной задачи.
Дисциплинарные функции при всей своей обязательности реализуются в форме, определяющейся индивидуальностью конкретного офицера. Помимо этого, они дифференцируются в зависимости от условий службы, уровня дисциплины подчинённых, характера задач и других факторов. Всё это воплощается в стиле дисциплинирования – индивидуально своеобразном, относительно стабильном способе решения проблем.
Специальное исследование показало, что основой дисциплинарного стиля начальника является выделение ведущего фактора, который предопределяет тактику работы. Выделены четыре дисциплинарных стиля: организаторско-технократический, демократическо-педагогический, оперативно-силовой и системный.
Организаторско-технократический стиль характеризуется тем, что главным фактором дисциплины считается чёткая организация деятельности подразделения, её всесторонняя обеспеченность. По мнению офицеров, которым свойственен этот стиль, основным источником проступков служит некачественная организация деятельности.
Демократическо-педагогический стиль подразумевает акцент на индивидуальной и групповой дисциплине подчинённых. В лучших своих формах этот стиль сводится к опоре на личность и коллектив, к способности людей делать правильный нравственный выбор. В худших же случаях он вырождается в малоэффективное морализаторство, бесконечные разносы, упрёки и недовольство подчинёнными.
Оперативно-силовой стиль означает опору начальника на себя, на свои собственные силы, на предоставленную ему власть, на требовательность, контроль, строгость. Для повседневной деятельности характерны тенденции лично вникать во все мелочи службы и сосредоточивать все решения в своих руках. Если данный стиль даёт определённые результаты, то они действительно базируются на личности начальника. Достаточно ему отлучиться на более или менее продолжительное время, например уйти в отпуск, как дисциплинарный механизм расстраивается.
Системный стиль означает, что руководитель стремится и часто умеет учитывать все дисциплинарные факторы: организационные, материальные, личностные, коллективные, свои власть и авторитет.
Кроме проанализированных дисциплинарных стилей, которые являются более или менее эффективными в соответствующих условиях, есть и такие, которые можно назвать ущербными. Один из них заслуживает названия «истерического». Он реализуется в шумных показных мероприятиях, рассчитанных на внешний эффект. Чтобы оказать «сильное воздействие» на подчинённых, могут предприниматься меры устрашения, не считающиеся ни с законами, ни с нравственностью. Для этого стиля характерны такие приёмы, как штурмовщина в целях восстановления порядка, чрезмерная забота о внешней стороне дисциплины и нежелание вести серьёзную работу, рассчитанную на надёжный, но отдалённый результат.
Дисциплинарные функции обладают особым социально-психологическим механизмом, основными звеньями которого служат профессионально-дисциплинарная компетентность офицера и его авторитет среди личного состава. Дисциплинарная компетентность начальника – это органическая часть его профессионализма. Она складывается из знаний теории и практики воинской дисциплины, умений и навыков решения практических проблем, а также чёткой мотивационной ориентации на данную часть служебной деятельности.
Теоретическая подготовленность офицера к управлению дисциплиной достигается путём системного освоения философских, оперативно-тактических, этических, педагогических, правовых, экономических, исторических и психологических аспектов воинской дисциплины. Офицеру полезно знать:
источники дисциплины как социального явления, важной составляющей культуры человеческого общества, государственного устройства, сплочённости и нравственности народа;
социальные средства достижения дисциплины: государство и гражданское общество; права и обязанности граждан, в том числе военнослужащих;
психологические особенности воинской дисциплины, её место в системе военной службы и боевой деятельности; теоретические основы воинских уставов; историю, топологию и структуру дисциплинарных систем Вооружённых сил и воинских частей (подразделений); параметры и показатели состояния дисциплины в различных условиях службы;
психологические основы (факторы и механизмы) дисциплины, закономерности их функционирования и методы формирования;
причины негативных дисциплинарных явлений, пути их предупреждения и преодоления.
Авторитет командира является социально-психологическим условием эффективности его дисциплинарной деятельности. Особенности авторитета в области дисциплины состоят в следующем: а) воины убеждены в искренней приверженности командира воинскому порядку и в органическом неприятии им показанного «порядка»; б) они верят в его способность справиться с любыми препятствиями в дисциплине; в) подчинённые удостоверились в том, что порядок, который устанавливает их командир, является эффективным как в отношении решаемых задач, так и в жизненно-бытовом плане.
Авторитет командира не только подкрепляет его дисциплинарные действия, но и способствует тому, что личный состав оказывает психологически вовлечённым в эти действия. Благодаря авторитету, командир и его подчинённые сообща решают дисциплинарные задачи, в отличие от тех социально-психологических ситуаций, в которых начальник действует при пассивном состоянии подчинённых или даже против них.
Организаторская работа командира подразделения по управлению воинской дисциплиной и поддержанию твердого уставного порядка.
Командир подразделения, организуя работу по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, должен исходить из того, что крепкая воинская дисциплина и твердый уставной порядок являются одним из главных условий поддержания высокой боевой готовности и боеспособности ВС РФ.
Планирование работы по укреплению воинской дисциплины и поддержанию твердого уставного порядка в батальоне, роте и им равных подразделениях осуществляется с учетом мероприятий комплексного плана полка и реального текущего состояния воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
В батальоне (дивизионе) план по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка разрабатывается начальником штаба совместно с заместителем командира батальона (дивизиона) по воспитательной работе на месяц. План утверждает командир батальона (дивизиона) и лично осуществляет контроль за его выполнением.
В плане должны быть предусмотрены мероприятия:
- по предупреждению происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков с учетом специфики выполнения задач, вида, рода войск, места дислокации, качества контингента личного состава;
- по изучению реального состояния правопорядка и воинской дисциплины, дисциплинарной практики в ротах, взводах, отделениях, расчетах, экипажах и выявлению фактов сокрытия правонарушений и грубых дисциплинарных проступков;
- по организации индивидуальной и профилактической работы с военнослужащими, попадающими в группу риска (склонных к дисциплинарным проступкам, с повышенной конфликтностью, особенностями в поведении, психике, из неблагополучных семей, склонными к алкоголю, наркотикам, имевшими приводы в милицию и связь с криминогенными структурами);
- по обеспечению личного примера и обучению офицеров ротного звена, сержантов и старшин практике работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, созданию в подчиненных воинских коллективах здоровой морально-нравственной атмосферы.
В роте (батарее) и им равных подразделениях мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины планируются командирами и заместителями командиров подразделений по воспитательной работе на неделю и включаются в расписание занятий. При этом особое внимание должно быть уделено доведению до личного состава законов об уголовной ответственности за воинские преступления, требований общевоинских уставов, руководящих документов по вопросам воинской дисциплины и поддержанию уставного порядка (в части, касающейся), приговоров военных судов об осуждении военнослужащих.
В расписании занятий одновременно должно быть отведено время для подведения итогов воинской дисциплины и правопорядка в роте, взводах, отделениях, расчетах и экипажах.
Н епосредственная работа командира подразделения с личным составом по поддержанию воинской дисциплины и порядка сводится к следующему:
Изучение личных качеств подчиненных – это первое правило работы с людьми. Наиболее результативными методами по изучению людей зарекомендовали себя: изучение документов (автобиография, характеристика, медицинская книжка, личное дело и т.д.); проведение познавательных бесед; сплошное или выборочное наблюдение за поведением подчиненных; проведение экспериментов (естественных, лабораторных).
Знание состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава позволяет командиру объективно оценивать обстановку, а следовательно, адекватно действовать и принимать решения, направленные на устранение недостатков. Источниками информации о состоянии дел в подразделении могут быть: личное наблюдение командиров за поведением личного состава; доклады подчиненных командиров (начальников); сообщения старших начальников и др.
Руководство деятельностью подчиненных командиров по вопросам поддержания воинской дисциплины и порядка. Главное в этой работе добиться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины. Основными методами считать: организаторскую работу по изучению и практическому освоению общевоинских уставов подчиненными командирами; своевременное доведение до подчиненных командиров (начальников) требований руководящих документов и определение на этой основе своих практических задач; обучение подчиненных командиров (начальников) проведению дисциплинарной практики.
Поддержание установленных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими. Под правилами взаимоотношений следует понимать совокупность наиболее целесообразных с точки зрения государства и общества служебных, неслужебных и личных отношений между военнослужащими в процессе прохождения военной службы, и регулируемых правовыми актами в целях поддержания порядка и дисциплины.
Организаторская работа командира подразделения в этом случае должна заключаться в реализации принципов взаимоотношений, таких как: единоначалие, командирская требовательность, воинская субординация, войсковое товарищество, воинская вежливость, гуманизм и др. Вся работа командира подразделения должна быть направлена на сплочение воинского коллектива, укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, воспитание подчиненных и создание в подразделении нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины.
Учет психологических аспектов в работе командира подразделения по укреплению воинской дисциплины должен постоянно находиться в поле зрения работы с людьми. Чтобы эффективно управлять людьми, нужно знать психологию общения, а именно: рассматривать любой акт управления не только по содержанию, но и по форме (половина информации заключена не в том, что сказано, а как сказано); постоянно замечать и подчеркивать успехи и заслуги коллектива и отдельных его членов; объективное отношение командира (начальника) к достигнутым успехам и недостаткам в коллективе; недопущения служебных конфликтов; развитие и поддержание в коллективе неофициальных отношений.
Проведение дисциплинарной практики. Успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины в подразделениях в первую очередь зависит от того, насколько умело и эффективно будут предупреждаться правонарушения. В этой работе важная роль принадлежит дисциплинарной практике, под которой понимается применение командиром (начальником) мер поощрений и взысканий по отношению к своим подчиненным, а также совокупность других мер воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к требованиям воинской дисциплины.
Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений зависят от того, насколько обоснованно, правильно и своевременно командиры и начальники применяют свою дисциплинарную власть.
Основным требованием, предъявляемым к дисциплинарной практике, является требование строжайшего соблюдения командирами (начальниками) законности, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным недопустимо. Нельзя добиться высокой воинской дисциплины, обеспечить соблюдение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, подчас более тяжкие правонарушения.
Любое отступление командира в дисциплинарной практике от принципа законности подрывает его авторитет. У подчиненных в этих случаях ослабляется вера в справедливость и обязательность воинского правопорядка, что может вызвать новые нарушения. Отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.
Непременным требованием правильной дисциплинарной практики является и то, чтобы каждое поощрение и взыскание было справедливым, соответствовало степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только не способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательным последствиям. Фактически на нет сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения.
Одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении.
Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров (начальников) всех степеней, в том числе сержантов и старшин - непосредственных начальников солдат и матросов.
Воспитательное воздействие дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям.
Учет преступлений и происшествий ведется в масштабе полка (корабля) в журнале учета преступлений и происшествий воинской части, которая хранится в штабе полка.
Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.
Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:
в роте - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;
в штабе воинской части - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;
Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется:
- на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - командиром роты;
- на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, - начальником штаба воинской части.
Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:
- на солдат, матросов, сержантов и старшин - командирам рот и им соответствующим ежедневно;
- на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) - командирам воинских частей еженедельно.
Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись.
Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
а) Подготовительный период.
Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:
- результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
- отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб;
- личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;
- доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
- доклады лиц суточного наряда;
- индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
- участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;
- изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;
- результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
- письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.
В совокупности все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.
б) Проведение анализа.
Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная - получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования.
Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений (экипажей, расчетов, отделений, взводов, рот, батальонов) или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т.д.
Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.
Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава.
Анализ может быть достаточно объективным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины.
в) Оценка результатов.
Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами воинов, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений во внутриколлективной жизни.
Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего подразделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в батальоне один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.
Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.
По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения (расчета, экипажа).
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне и им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).
С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях с участием офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.
Большое значение имеет анализ и подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.
В целом грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины в подразделении позволяет должностным лицам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение стоящих задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».