«Научные основы воспитания военнослужащих».
Цели, содержание, направления воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.
Структура воспитательной деятельности
Содержание воспитания военнослужащих
государственно-патриотическое
воинское
нравственное
правовое
экономическое
эстетическое
физическое
экономическое
Направления воспитательной деятельности
Психологическая работа
Культурно-досуговая работа
Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
Военно-специальная работа
Информационно-воспитательная работа
Принципы воспитания военнослужащих
Гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность
Целенаправленность и целесообразность
Гуманизм и демократизм
Воспитание в различных видах деятельности
Воспитание в коллективе и через коллектив
Сочетание высокой требовательности с уважительным отношением к личности
Индивидуальный и дифференцированный подход
Единство слова и дела, научной теории и практики
Согласованность и преемственность воспитательных воздействий
Единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания
Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности
Комплексный подход к воспитанию
Методы воспитания
Индивидуальные
- убеждение; - упражнение; - просьба; - доверие; - пример; - авансирование личности; - требование; - эмоциональное воздействие; - создание воспитывающих ситуаций; - создание ситуаций успеха; - критика (самокритика).
|
Коллективные
- соревнование; - общественное мнение. Стимулирование
- поощрение; - принуждение.
|
Оценки и коррекции
- переучивание; - «реконструкция характера».
- прекращение нежелательных контактов. 3) - критика; - самокритика. |
Формы воспитательной работы
- лекции, доклады, беседы, собрания, митинги, информирования;
- тематические и вечера вопросов и ответов, диспуты, викторины;
- экскурсия, культпоход, читательская конференция, слеты;
- стенная печать, радиогазета, соревнования.
Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание.
Государственно-патриотическое воспитание — оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих таковы:
- формирование активной гражданской позиции личности военно¬служащего, позволяющей ему
эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
- наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;
- творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.
Основные направления воинского воспитания:
- обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;
- моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;
- поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);
- создание условий по обеспечению безопасности военной службы;
- обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;
- использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
Нравственное воспитание—оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания выступают:
- разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;
- стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;
- использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основные направления правового воспитания:
- организация правовой пропаганды;
- повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
- обобщение и распространение передового опыта правового воспитания;
- контроль над соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;
- организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.
Экономическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих признаются:
- формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
- использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов;
- обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основные направления эстетического воспитания военнослужащих:
- привитие эстетического отношения к военной форме одежды;
- повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве;
- знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;
- приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях совершен¬ствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психоло¬гических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих считаются:
- организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- организация активного досуга личного состава в выходные и празд¬ничные дни;
- пропаганда здорового образа жизни;
- популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях форми¬рования у них экологического мышления необходимых экономических, юриди¬ческих, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Основные направления экологического воспитания военнослужащих:
- разъяснение причин негативных экологических последствий воин¬ской деятельности и возможностей их предотвращения;
- вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.
В содержательном плане процесс воспитания военнослужащих вклю¬чает следующие направления:
- информационно-воспитательную работу;
- работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
- военно-социальную работу;
- психологическую работу;
- культурно-досуговую работу.
Информационно-воспитательная работа включает:
- проведение занятий по общественно-государственной подготовке;
- взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремление в совершенстве овладеть воинскими навыками и знаниями;
- проведение мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета ВС;
- проведение воинских мероприятий и ритуалов, посвященных дням воинской славы России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск ВС, военно-учебного заведения;
- ежедневный просмотр и прослушивание информационных программ российского радио и телевидения;
- организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространения в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении.
Работа по укреплению порядка и воинской дисциплины включает:
- работу должностных лиц воинской части (подразделения) по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;
- деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущение совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблению наркотиков и спиртных напитков;
- практическую помощь должностным лицам воинской части (подразделения) в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовке выводов и предложений по их профилактике.
Военно-социальная работа включает:
- деятельность командования воинской части (подразделения) по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;
- изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;
- проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;
- своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
- проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.
Психологическая работа включает:
- формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении);
- психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по увеличению их эффективности;
- изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
- организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;
- психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;
- организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;
- методической обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;
- наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.
Культурно-досуговая работа включает:
- организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;
- наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;
- взаимодействие военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и другими организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;
- работу по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству.
Принципы воспитания военнослужащих.
На основе познанных законов и закономерностей педагогической наукой разработаны, а практикой проверены принципы, содержание, формы, методы, средства и приемы воспитания как практические инструменты воспитательной деятельности. Глубокое и прочное владение ими обязательное условие качественной воспитательной деятельности офицеров.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».