logo
учебное пособие по психологии

«Научные основы воспитания военнослужащих».

Цели, содержание, направления воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.

Структура воспитательной деятельности

Содержание воспитания военнослужащих

государственно-патриотическое

воинское

нравственное

правовое

экономическое

эстетическое

физическое

экономическое

Направления воспитательной деятельности

Психологическая работа

Культурно-досуговая работа

Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Военно-специальная работа

Информационно-воспитательная работа

Принципы воспитания военнослужащих

Гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность

Целенаправленность и целесообразность

Гуманизм и демократизм

Воспитание в различных видах деятельности

Воспитание в коллективе и через коллектив

Сочетание высокой требовательности с уважительным отношением к личности

Индивидуальный и дифференцированный подход

Единство слова и дела, научной теории и практики

Согласованность и преемственность воспитательных воздействий

Единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания

Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности

Комплексный подход к воспитанию

Методы воспитания

Индивидуальные

- убеждение;

- упражнение;

- просьба;

- доверие;

- пример;

- авансирование личности;

- требование;

- эмоциональное воздействие;

- создание воспитывающих

ситуаций;

- создание ситуаций успеха;

- критика (самокритика).

Коллективные

- соревнование;

- общественное мнение.

Стимулирование

- поощрение;

- принуждение.

Оценки и коррекции

  1. - переубеждение;

- переучивание;

- «реконструкция

характера».

  1. - «Взрыва»;

- прекращение

нежелательных

контактов.

3) - критика;

- самокритика.

Формы воспитательной работы

- лекции, доклады, беседы, собрания, митинги, информирования;

- тематические и вечера вопросов и ответов, диспуты, викторины;

- экскурсия, культпоход, читательская конференция, слеты;

- стенная печать, радиогазета, соревнования.

Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание.

Государственно-патриотическое воспитание — оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих таковы:

- формирование активной гражданской позиции личности военно¬служащего, позволяющей ему

эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

- наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;

- творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.

Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Основные направления воинского воспитания:

- обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

- моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;

- поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);

- создание условий по обеспечению безопасности военной службы;

- обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;

- использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание—оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания выступают:

- разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;

- стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;

- использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основные направления правового воспитания:

- организация правовой пропаганды;

- повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

- обобщение и распространение передового опыта правового воспитания;

- контроль над соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;

- организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих признаются:

- формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;

- использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов;

- обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основные направления эстетического воспитания военнослужащих:

- привитие эстетического отношения к военной форме одежды;

- повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве;

- знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;

- приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях совершен¬ствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психоло¬гических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Основными направлениями физического воспитания военнослужащих считаются:

- организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил;

- проведение спортивно-массовых мероприятий;

- организация активного досуга личного состава в выходные и празд¬ничные дни;

- пропаганда здорового образа жизни;

- популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях форми¬рования у них экологического мышления необходимых экономических, юриди¬ческих, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основные направления экологического воспитания военнослужащих:

- разъяснение причин негативных экологических последствий воин¬ской деятельности и возможностей их предотвращения;

- вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.

В содержательном плане процесс воспитания военнослужащих вклю¬чает следующие направления:

- информационно-воспитательную работу;

- работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

- военно-социальную работу;

- психологическую работу;

- культурно-досуговую работу.

Информационно-воспитательная работа включает:

- проведение занятий по общественно-государственной подготовке;

- взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремление в совершенстве овладеть воинскими навыками и знаниями;

- проведение мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета ВС;

- проведение воинских мероприятий и ритуалов, посвященных дням воинской славы России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск ВС, военно-учебного заведения;

- ежедневный просмотр и прослушивание информационных программ российского радио и телевидения;

- организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространения в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении.

Работа по укреплению порядка и воинской дисциплины включает:

- работу должностных лиц воинской части (подразделения) по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

- деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущение совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблению наркотиков и спиртных напитков;

- практическую помощь должностным лицам воинской части (подразделения) в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовке выводов и предложений по их профилактике.

Военно-социальная работа включает:

- деятельность командования воинской части (подразделения) по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;

- изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

- проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

- своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

- проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Психологическая работа включает:

- формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении);

- психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по увеличению их эффективности;

- изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

- организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;

- психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;

- организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;

- методической обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;

- наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Культурно-досуговая работа включает:

- организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;

- наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

- взаимодействие военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и другими организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;

- работу по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству.

Принципы воспитания военнослужащих.

На основе познанных законов и закономерностей педагогической наукой разработаны, а практикой проверены принципы, содержание, формы, методы, средства и приемы воспитания как практические инструменты воспитательной деятельности. Глубокое и прочное владение ими обязательное условие качественной воспитательной деятельности офи­церов.