III.Социально запущенные
- Трудная обучаемость;
- Отсутствие интереса и потребности в
знаниях;
- Неподготовленность к учебе и службе;
- Неуверенность в своих силах;
- Приниженное чувство собственного
достоинства;
- Общая невоспитанность;
- Отрицательные этические представления;
- Безволие, слабая физическая
подготовленность;
- Безынициативность и др.
- Все признаки педагогической
запущенности;
- Активное сопротивление
воспитательным воздействиям;
- Различные отклонения в психическом и
физическом состоянии;
- Неправильное понимание уставных
требований;
- Периодическое нарушение воинской
дисциплины;
- Недолговременные интересы;
- Преобладание отрицательных качеств над положительными и др.
- Все признаки педагогической и воспитательной запущенности;
- Негативная направленность личности,
проявляющаяся в деятельности,
поведении, общении;
- Отрицательные представления о жизни,
службе, долге, чести, дружбе;
- Систематическое и сознательное
нарушение воинской дисциплины ;
- Активное стремление сохранить
негативные качества и привычки;
- В некоторых случаях – психические
расстройства.
Выделение типов «трудных» военнослужащих позволяет тщательно спланировать работу с ними. С долей условности всех «трудных» можно разделить на 3 типа:
- педагогически запущенные;
- воспитательно запущенные (трудновоспитуемые);
- социально запущенные.
У педагогически запущенных военнослужащих отсутствуют социально значимые цели; их потребности примитивны, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы поступков характеризуются отсутствием чувства долга, нежеланием служить в армии. Такие военнослужащие периодически нарушают воинскую дисциплину, в чем часто впоследствии раскаиваются. Отношение к коллективу подразделения у них безразличное или отчужденное, восприимчивость к психологическим воздействиям изменчивая и противоречивая. Педагогически запущенные военнослужащие испытывают трудности в начальный период службы, обращаются за помощью к медицинским работникам, ссылаясь на различные болезни. Для их психического состояния характерны медлительность и инертность, эмоциональная холодность и аффективные вспышки, пониженное настроение и раздражительность, эмоциональная напряженность и неразвитость волевых качеств.
В поведении педагогически запущенных военнослужащих наблюдается примерное равенство положительных и отрицательных качеств.
Формами отклоняющегося поведения у педагогически запущенных военнослужащих являются: симуляция различных болезней, употребление спиртных напитков, нечестность, порча военного и личного имущества, неуспеваемость, воровство, леность, пререкания с офицерами, сержантами и др.
Педагогическая запущенность приводит к трудновоспитуемости военнослужащих. При трудновоспитуемости возникает потребность сохранить во время армейской службы вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые военнослужащие характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. У них сформирована жизненная индивидуалистическая позиция, в основе которой лежат личная выгода, корысть, отсутствие чувства долга и ответственности. Трудновоспитуемые военнослужащие часто нарушают воинскую дисциплину, не выполняют элементарные нормы армейской службы.
У трудновоспитуемых (воспитательно-запущенных) военнослужащих наблюдается безразличное или отрицательное отношение к служебной деятельности. И только к культурно-досуговой и спортивной деятельности у некоторых сохраняется положительное отношение. "Трудные" нередко перекладывают выполнение своих служебных обязанностей на своих сослуживцев. Для их поведения характерны бездеятельность, быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому. Трудновоспитуемым свойственно активное сопротивление воспитательным воздействиям. Отношения с большинством сослуживцев у них конфликтные, реакция на требования воспитателей враждебная и агрессивная.
Физически сильные "трудные" легче переносят тяготы службы, внедряют в служебные отношения культ физической силы и кулака. Физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью. Им свойственны безволие, легкая внушаемость, неверие в свои силы, заискивание перед сильными сослуживцами. В сложных обстоятельствах у трудновоспитуемых наблюдаются нервные срывы.
Для поведения трудновоспитуемых характерны грубость и пререкания с командирами, начальниками и сослуживцами; служебные и внеслужебные конфликты; неуставные взаимоотношения; употребление спиртных напитков; самовольные отлучки; лживость, притворство; трусость и зависть; порча имущества; суицидальные угрозы и попытки покушения на жизнь; употребление токсических веществ и др. Отклоняющееся поведение военнослужащих может привести к социальной запущенности.
Социальная запущенность – самая высокая степень военнослужащих с отклоняющимся поведением. Социально запущенным военнослужащим присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций (устойчивый комплекс социально-отрицательных, аморальных, примитивных и низменных целей, потребностей, интересов, взглядов и мотивов). Службу в армии они рассматривают как неприятную неизбежность, бесполезную трату времени, повинность, которую следует выполнять из-за возможного уголовного преследования за уклонение. Проявляют систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины, их поведение не соответствует моральным нормам, требованиям военной присяги и общевоинских уставов.
Для социально запущенных характерно устойчивое отрицательное отношение практически ко всем видам деятельности. В их поведении постоянно проявляется стремление сохранить свои негативные привычки и образ жизни, сформированные до службы в армии. Социально запущенные военнослужащие ориентируются на личную выгоду, пытаются внедрить предпринимательский дух в армейскую среду. Выражается это в стремлении подзаработать: использовать служебное положение, транспорт, военное имущество в личных целях. В воинских коллективах на роль неформальных лидеров все чаще претендуют социально запущенные. Целевые установки у них направлены на себя, а не на коллектив или профессиональную деятельность. В поведении наблюдается негативизм к воспитательным воздействиям; реакция на педагогические требования у них агрессивная и враждебная; они не воспринимают воспитательные мероприятия, не стремятся заниматься перевоспитанием себя, всячески противятся этому.
В поведении военнослужащих этого типа проявляются устойчивые отрицательные качества: индивидуализм, грубость, бесстыдство, озлобленность, жестокость, агрессивность и др. Такие военнослужащие страдают психическими расстройствами, имеют истощенную нервную систему и способны на аффективные неосознанные действия и поступки. У социально запущенных до службы в армии имелись такие вредные привычки, как употребление наркотиков, токсических веществ, спиртных напитков. Физически слабые социально запущенные страдают нервно-психической неустойчивостью, часто симулируют различные болезни.
Формами отклонения в поведении социально запущенных военнослужащих могут быть: культ физической силы, самовольные оставления части, армейский рэкет, воровство и распродажа военного имущества, употребление токсических веществ и спиртных напитков, суицидальные действия, половые извращения и т.д.
Для того чтобы отнести того или иного военнослужащего к категории «трудных», следует прежде всего определить первые признаки трудности достижения дисциплинированности поведения молодых солдат:
имели судимости (в том числе и условные);
имели приводы в милицию;
употребляли спиртное;
употребляли наркотические или токсические вещества;
воспитывались в неблагополучной обстановке (детдом, без родителей, одного из них и т.д.);
учились в специнтернатах или специальных ПТУ;
участвовали в различных неформальных группах и объединениях, бесцельно
проводили время на улице;
плохо учились в школе, ПТУ, техникумах или вовсе не желали учиться, работать, служить;
привлекались к административной или общественной ответственности;
обладали вредными привычками (сквернословие, драчливость и т.д.);
имели искажённую мотивацию поступков;
жили в общежитиях с нездоровым нравственным климатом;
имели искажённые социальные потребности;
меняли часто, без уважительных причин место работы и учёбы;
имели слабую общефизическую подготовку;
страдали нервными расстройствами, психическими заболеваниями;
легко поддавались отрицательным влияниям извне;
вызывали своим поведением и внешним видом насмешки со стороны родителей и др.
Важно знать алгоритм превентивной работы с такими военнослужащими, который включает в себя следующие действия:
1) тщательно изучить и спрогнозировать поведение военнослужащих (путём сбора биографических данных, сведений от родителей и родственников, имеющихся характеристик и запросов, результатов наблюдений за поведением в служебное и внеслужебное время, обратной информации от сержантов, актива и сослуживцев, консультаций у врачей-специалистов и т.д.);
2) отстранить от несения службы во всех её видах;
3) исключить контакты с огнестрельным оружием и токсическими средствами;
4) успокоить в благожелательной и тактичной форме;
5) выяснить причины конфликта или личностного неблагополучия и принять необходимые меры;
6) организовать незаметно для подчинённого круглосуточное наблюдение и контроль за его поведением и состоянием, изолировав по возможности от сослуживцев;
7) исключить возможности каких-либо самоповреждений и суицидальных действий;
8) доставить при необходимости в медицинский пункт части (корабля) и др.
Педагогическая профилактика различных видов отклонений в поведении военнослужащих.
В работе офицеров необходимо гибкое и оперативное управление поведением трудных
военнослужащих на основе диагностической и прогностической деятельности. Педагогическая диагностика осуществляется на основе комплексной методики. Необходимые данные могут быть получены с помощью общих психолого-педагогических методов:
- психолого-педагогических наблюдений;
- познавательных бесед;
- изучения результатов деятельности;
- обобщения независимых характеристик;
- опросов;
- эксперимента;
- изучения документальных источников и др.
Педагогическая диагностика проводится в несколько этапов.
На предварительном этапе осуществляется психолого-педагогическая подготовка офицеров к диагностической деятельности с "трудными" военнослужащими.
На основном этапе применяются надежные в теории и доступные для практики способы
изучения "трудных" военнослужащих. В ходе работы осуществляется:
Накопление первичной информации и составление самого общего представления о "трудных" военнослужащих: изучение сущности, характера и наличия у изучаемых военнослужащих негативных качеств личности с последующей их классификацией; выявление негативных симптомов отклоняющегося поведения до и во время службы в армии.
На заключительном этапе создается комплексная модель воспитательной работы офицеров с "трудными" военнослужащими. В ходе работы осуществляется:
1. Постановка заключительного диагноза. Она включает: окончательное распределение "трудных" по типам педагогической трудности; уточнение причин и условий проявления
негативного поведения военнослужащих в конкретных частях и подразделениях; обоснование основных отклонений в поведении "трудных" военнослужащих и путей их исправления; оценку результатов профилактики и воспитания.
2. Составление модели воспитательной работы офицеров. Она включает: подготовку офицеров к деятельности с «трудными» военнослужащими в частях и подразделениях; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими; усиление возможностей воинских коллективов и педагогической профилактике и воспитании военнослужащих с отклоняющимся поведением; активизацию процесса самовоспитания "трудных" военнослужащих и руководство им.
В результате педагогической диагностики составляется характеристика на каждого "трудного" военнослужащего. Она включает:
- общие данные о военнослужащем;
- особенности формирования личности до призыва в армию;
- особенности физического развития, состояния здоровья;
- особенности развития психических процессов, их свойств, состояний и образований;
- особенности деятельности и поведения;
- общие психолого-педагогические выводы;
- рекомендации по исправлению "трудных" и оценку результатов процесса воспитания. Таким образом, своевременное диагностирование и типизация "трудных" военно-служащих "позволяют тщательно спланировать процесс воспитательной работы с ними.
Педагогическая профилактика различных отклонений в поведении военнослужащих
Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения у военнослужащих необходимо, чтобы офицеры и сержанты могли эффективно использовать такие способы профилактики и перевоспитания, которые стимулировали бы позитивное развитие личности трудного воина и искореняли его негативные качества. С этой точки зрения под методом процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих понимаются способы совместной превентивной деятельности воспитателей и воспитуемых по искоренению негативных проявлений и формированию положительных правил и норм поведения.
На основе изучения и анализа опыта превентивной деятельности офицеров, специальных опросов различных категорий воспитателей, наблюдений за процессом профилактики и перевоспитания трудных воинов можно предложить следующую классификацию методов:
1) по реализации диагностической и восстановительной функций - методы переубеждения, переучивания, «реконструкции характера» и др.;
2) по реализации исправительной и компенсирующей функций - методы «взрыва», разрыва нежелательных контактов и др.
3) по реализации корректирующей и прогностической функций - методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др.;
4) по реализации стимулирующей и побуждающей к самоисправлению функций - методы самоисправления, соревнования, поощрения, принуждения и др.
Вывешиваю схему (высвечиваю слайд) «Алгоритм предупреждения различных отклонений в поведении военнослужащих» и делаю по ней пояснения:
1) Основным способом реализации диагностической и восстановительной функций процесса профилактики и перевоспитания является метод переубеждения, который применяется в тесной связи с методами убеждения и самоубеждения.
Переубеждение понимается как целенаправленное влияние на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Метод переубеждения дополняет другие методы педагогической профилактики и перевоспитания, объединяет их возможности в решении задач по искоренению негативных и формированию положительных качеств у трудных воинов.
Анализ перевоспитательной и профилактической деятельности офицеров и сержантов в частях свидетельствует о том, что эффективность метода переубеждения повышается тогда, когда он применяется авторитетными для воинов воспитателями. Переубеждение происходит интенсивнее в этих подразделениях потому, что трудных воинов удаётся включить в коллективную деятельность, где их негативные качества оказываются несовместимыми со сложившимися целями и нравственными установками.
Большой силой убедительности и доказательности в превентивной деятельности служит единство слова и дела воспитателей. Переубеждая делом, офицеры создают такие педагогические условия, при которых доказываемое положение вытекает из негативного жизненного опыта самого воспитанника и конкретной педагогической ситуации. Переубеждение словом органически сочетается с убеждением делом в превентивной теории и практике. Метод переубеждения реализовывается с помощью различных приёмов превентивных влияний, использование которых позволяет дифференцировать подход к воинам с различными отклонениями в поведении. В превентивной работе наиболее часто используются такие приёмы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация и др. Успешное применение данных приёмов в профилактической и перевоспитательной деятельности по преодолению педагогических трудностей предполагает высокую эрудицию воспитателей, их умение вести полемику с перевоспитуемыми, оперировать убедительными доказательствами, опровергать ошибочные взгляды и суждения воинов с негативными качествами личности.
В практике превентивной деятельности офицеров и сержантов переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением и самоупражнением в процессах воспитания и самовоспитания.
Переучивание предназначается для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановления здоровых социальных потребностей и привычек трудных военнослужащих. Применяя данный метод, воспитатели учитывают, что исправление личности трудного воина совершается при замещении или компенсации устраняемых отрицательных качеств положительными, негативных форм поведения соответствующими уставными нормами и правилами поведения военнослужащих.
Переучивание в превентивной деятельности офицеров и сержантов опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом «реконструкции характера».
Метод «реконструкции характера» способствует становлению всего ценного и положительного в характере и поведении трудного воина. Анализ применения данного метода офицерами и сержантами по отношению к трудным воинам показывает, что основное содержание «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного и негативного поведения личности на основе выявленных качеств, в процессе видоизменения отрицательных качеств в положительные (самоуверенность - в уверенность, критиканство - в критичность, леность - в упорство и трудолюбие) и т.д. В превентивной работе «реконструкция характера» начинается с изучения и чёткого определения перспектив положительного развития личности трудного воина. При этом воспитатели уясняют для себя, какие положительные качества необходимо развить, а какие отрицательные качества следует устранить далее с помощью приёмов переоценки качеств повседневной регламентации поведения составления программы «реконструкции» и т.д.
2) Исследование показывает, что использование метода «реконструкции характера» в работе более длительно по времени, чем переубеждение или переучивание, и поэтому осуществляется частично на базе метода «взрыва», который широко применяется при реализации исправительной функции воспитательной работы.
Метод «взрыва» заключается в том, что при неожиданном стечении обстоятельств данные трудные воины оказываются в критической ситуации, когда конфликт в коллективе достигает наибольшей остроты в силу проявления отклоняющегося поведения военнослужащих. Перед ним встаёт вопрос: что делать дальше? Солдатам (матросам) видна неприглядность своего поведения, что помогает в определённой степени стать лучше и искоренить различные отклонения в поведении. В воспитании и перевоспитании военнослужащих с негативными качествами личности воспитателями подразделений используются такие приёмы метода «взрыва», как нагнетание отрицательных переживаний до предела; доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны; столкновение ложных идеалов с настоящими; осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.
При реализации исправительной и компенсирующей функций превентивной деятельности офицеров в подразделениях наряду со «взрывом» применяется метод разрыва нежелательных контактов трудных воспитанников. Как показывает практика, чаще всего данный метод осуществляется посредством следующих приёмов: перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение.
В педагогической деятельности перемещение трудных воинов из одного коллектива в другой бывает как временным, так и постоянным. Данный метод применяется в таких педагогических ситуациях, когда офицеры и сержанты бессильны убедить подчинённого в необходимости прекратить нежелательное поведение; исчерпали все методы, средства и формы, имеющиеся в их воспитательном арсенале; признали нежелательность дальнейших контактов трудного воина с некоторыми офицерами и сержантами, а также с сослуживцами по коллективу подразделения; осознали объективную необходимость снижения учебных и служебных нагрузок и др.
3) Корректирующая и прогностическая функции процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих реализуются через методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др. Метод критики и самокритики применяется воспитателями подразделений при устранении у трудных воинов негативных личностных качеств, развитии у них высокого чувства ответственности за своё поведение и состояние воинской дисциплины. В превентивной деятельности офицеров и сержантов критика и самокритика как метод профилактики и перевоспитания не ограничиваются только перечислением и признанием недостатков у трудных воспитанников. Основное внимание воспитатели уделяли раскрытию причин негативных качеств, поиску педагогических путей для их устранения и оперативному принятию профилактических мер для их предотвращения. Метод критики и самокритики осуществляется с помощью приёмов юмора, тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самоосознания.
В превентивной деятельности применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных воинов, офицеры и сержанты вместо непосредственного воздействия на них обращаются к помощи коллектива роты (батареи), взвода и отделения. При этом создаётся такая обстановка, когда в процессе профилактики и перевоспитания участвует уже сам коллектив.
Условия результативности метода опосредованного педагогического воздействия: систематическая работа по созданию необходимого общественного мнения коллектива; забота о его непрерывном развитии и совершенствовании; создание такой педагогической обстановки, где сплетаются воедино индивидуальные и коллективные интересы; приоритет замечаний и требований, исходящих от товарищей по коллективу, перед замечаниями и требованиями офицеров и сержантов; актуальность и значимость общественного мнения, взглядов, суждений для перевоспитуемых; степень единодушия и сплочённости коллектива в предъявлении требований к трудным воинам.
В основе метода перспективных линий лежит выдвижение перед воспитанниками ближних, средних и дальних перспектив поведения. Но в превентивной деятельности офицеров данный метод имеет существенное отличие: в профилактической и перевоспитательной работе с трудными воинами, как правило, предпочтение отдаётся ближайшей перспективе, чтобы сразу увидеть определённые результаты процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих.
Педагогическими условиями применения метода перспективных линий являются: выявление и анализ ошибочных взглядов, представлений, раскрытие их несостоятельности; переориентация негативных форм поведения на положительные; побуждение самих воспитанников к изменению собственного поведения; формирование убеждённой позиции в неприемлемости их в условиях воинской службы и др.
4) Стимулировать поведение и деятельность трудных военнослужащих в частях (на кораблях), побуждать их к самоперевоспитанию помогает метод соревнования.
Этот метод осуществляется воспитателями с помощью приёмов соперничества, состязательности, взаимопомощи, самоутверждения, борьбы за достижение наилучших результатов, стимулирования творческой активности, наставничества и др. Для обеспечения действенности метода соревнования целесообразно вовлекать трудных воинов в состязательность и здоровое соперничество; вызывать у них стремление догнать и перегнать своих сослуживцев; определять конкретные обязательства и рубежи в учёбе и службе; организовывать систематический контроль и учет результатов; оказывать повседневную помощь перевоспитуемым воинам, выделять им наставников и шефов; рекомендовать целесообразные формы и средства поощрения за достигнутые положительные результаты; обсуждать полученные на основе специальных рейтингов итоги учёбы и службы на собраниях и в личных беседах с трудными воинами; строить наставнические отношения между шефом и подшефным на взаимной моральной ответственности.
В целях усиления превентивных воздействий на трудных воинов, кроме перечисленных методов и приёмов, применяются методы поощрения и принуждения. Они стимулируют положительные личностные изменения, предупреждают и ослабляют отрицательные проявления поведения, поддерживают стремление воинов к самосовершенствованию.
В превентивной деятельности офицеров и сержантов частей и подразделений используется опыт применения педагогических приёмов поощрения и наказания с поправкой на социальную и педагогическую запущенность и трудновоспитуемость воинов. Поэтому сержантами и офицерами, помимо уставных дисциплинарных мер, применяются педагогические приёмы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, выражение положительного отношения, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, предупреждение, запрет, и др.) Особенности использования данных приёмов педагогического воздействия в процессе профилактики и перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества его личности, чётко аргументировать предпринимаемые превентивные меры и вызывать соответствующее психологическое состояние, перед тем как объявить то или иное поощрение или взыскание.
Помимо перечисленных методов, в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих используются различные приёмы, средства и формы превентивных воздействий и взаимодействий. Исследование показывает, что комбинации методов, приёмов, средств и форм превентивной деятельности, определяющие основные её пути, являются многочисленными и разнообразными.
Известно, что каждый приём превентивной деятельности характеризуется созданием определённой педагогической ситуации. Поэтому под приёмами превентивных воздействий и взаимодействий подразумеваются частные, соответствующие конкретной педагогической ситуации способы решения задач превентивного характера. Такие приёмы разделены на две условные группы: созидающие, то есть способствующие формированию положительных норм, привычек поведения, и тормозящие, то есть способствующие преодолению различных отклонений в поведении военнослужащих. В превентивной работе методическая деятельность офицеров по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих осуществляется в основном путём использования во взаимодействии и взаимосвязи созидающих и тормозящих приёмов. На основе проведённых специальных исследований целесообразно дать следующую классификацию приёмов превентивных воздействий и взаимодействий:
-
Созидающие приёмы
Тормозящие приёмы
- Разъяснение
- Доказательство
- Доверие
- Доброта, внимание, забота
- Акцентирование
- Анализ ошибочных суждений
- Косвенное воздействие
- Просьба
- Активизация духовных чувств
- Вовлечение в интересную
деятельность
- Организация успеха в учёбе и др.
- Опровержение
- Осуждение
- Возмущение
- Приказание
- Наказание
- Педагогический упрёк
- Намёк
- Мнимое безразличие
- Возбуждение тревоги о
предстоящем наказании
- Обострение борьбы мнений и др.
Под средствами понимаются различные виды воинской дисциплины, с помощью которых можно воздействовать на трудных военнослужащих.
Основными средствами профилактики и перевоспитания трудных военнослужащих в частях являются:
вовлечение воинов в систему воинской деятельности;
учебная деятельность по повышению военно-профессионального и интеллектуального уровня развития воинов;
организация нравственного и правового воспитания в ходе общественной и служебной деятельности;
развитие психологических качеств в процессе спортивной деятельности;
формирование невосприимчивости к отрицательным воздействиям окружающей среды;
возбуждение потребности и интереса в самовоспитании и др.
Рассмотренные методы, приёмы и средства реализовываются в практической работе через комплекс форм превентивной деятельности, к которым относятся: лекции, беседы, задания, поручения, шефство, обсуждение, тематические вечера и чтения, диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, телефоны «доверия» и др.
Комплексная целевая программа предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении военнослужащих по призыву.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».