«Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».
Психологические операции противника и организация противодействия им.
Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и информационно-психологическими средствами. При этом роль последних на протяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по своему содержанию становятся явлениями все более психологическими.
Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства.
Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлением в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность командиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологического воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий.
Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства.
История развития теории и практики информационно-психологического воздействия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заблуждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в собственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия.
В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или мечами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п.
Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «врастало» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксеркса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психических сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.
На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воздействия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было секретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Великобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Германии — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаганды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт деятельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Германия).
В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро распространяется в США и Великобритании.
В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приобретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в военном деле.
Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе психологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сотни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Германии и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.
В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обозначается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО).
Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно.
Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в армии США определяется положениями Полевого устава «Психологические операции», который регулярно содержательно обновляется.
В нем записано, что психологические операции — это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.
Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются:
создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убеждение военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффективности применения тяжелой артиллерии и массированного огня;
оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунктов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;
оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременного доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах противника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника;
создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказание помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий;
обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратковременных и долгосрочных целей;
борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО;
оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;
поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по маскировке войск на тактическом уровне.
Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командования специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных операций ВС США.
Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро составляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и батальона подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориентированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеанский регион).
Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.
В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непосредственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.
Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологических материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн листовок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км.
Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.
Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения тактических и оперативных задач, решаемых войсками.
В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информационно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.
К числу основных средств ПсО можно отнести следующие.
1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и доставки.
Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств пропаганды.
О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следующие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г.
2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.
В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на личный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевников и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиоприемников с фиксированной частотой.
Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются средства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парализована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.
В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, например, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и РЭБ.
3. Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.
Например, в ходе военных событий в Ираке (2003 г.) среди населения этой страны и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими С. Хуссейна тираном иракского народа и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США.
4. Одним из самых эффективных средств информационно-психологической воздействия на противника в рамках тактических ПсО является звуковещание. Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других средств усиления голоса, в т. ч. переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах.
Об эффективности этого средства подрывного воздействия можно судить по следующему факту. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчитывающий около 2000 иракских военнослужащих в войне, 2001 г. сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС.
5. Эффективными средствами информационно-психологического воздействия на население, являющееся объектом ПсО, служат предметы повседневного обихода, продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки и др. с соответствующим информационным сопровождением.
В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкциями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная «страсть» немцев к зажигалкам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект «приобщения» к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме — одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити — бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива — майки, аудиокассеты и т. п.
6. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое может найти широкое применение в практике ПсО, являются синтезаторы (генераторы) голографических и аудиалъных эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проецирующие установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным экраном, находящимся на высоте 60-80 км над поверхностью земли. Спроецированные на них изображения могут быть отчетливо видны на расстоянии 100-150 км.
Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудовищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего характера. Современный уровень развития аудиотехники позволяет предположить возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить оружие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.
7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий.
Ярким примером вспомогательных действий может служить предпринятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием генерала Дулиттла. Какого-либо военного значения он не имел, но его психологический эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уязвимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван.
Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целенаправленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты разработки в ряде стран технологий психотропного оружия, оружия не летального действия, психотропных средств.
В последнее время военные специалисты все более настойчиво говорят о возможности появления на полях сражений оружия несмертельного действия (ОНД) и психотропного оружия, которые по своим характеристикам приближаются к ОМП. Можно прогнозировать, что полная обездвиженность боевой техники, выход из строя систем оружия и управления одновременно и на больших площадях, ослепление военнослужащих и др. окажут на человеческую психику шокирующее воздействие. Не исключается и прямое воздействие на психику воинов посредством распыления над частями и подразделениями психотропных средств (нейродепрессантов, обездвижетелей и др.), облучения СВЧ и психотронными генераторами. А это значит, что у противоборствующих сторон появляется реальная возможность активно влиять на психофизиологические состояния, настроения, боевую активность войск противника.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита войск от ПсО противника должна представлять собой систему мероприятий, направленных на прогнозирование, профилактику, оценку, срыв информационно-психологического воздействия на личный состав подразделений и частей и ликвидацию его негативных последствий.
Прогнозирование ПсО противника предполагает решение ряда задач.
На первом этапе такой работы прежде всего необходимо выявить силы ПсО, находящиеся в распоряжении противника, которые могут быть привлечены для осуществления информационно-психологических акций. При этом следует исходить из нормативных положений Полевого устава армии США FM 33-1, определяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий АК выделяется батальон, дивизии — рота ПсО.
Вторым этапом прогнозирования является превентивная оценка возможностей органов ПсО. В основу такой оценки должны быть также положены уставные нормативы. Например, известно, что в роте ПсО кроме редакционного взвода, осуществляющего на тактическом уровне разработку информационных материалов, имеются типографический взвод и взвод ЗС. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить около 500 тыс. листовок и вести одновременную работу 14 ЗС. Это даст основания предположить, что в тактической зоне все важные участки местности (населенные пункты, пути выдвижения, районы обороны наших войск) могут быть залистованы, и большая часть личного состава, находящегося обороне, подвергнется обработке с помощью звуковещательных станций.
Третьим этапом прогнозирования ПсО является определение возможных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений. При этом следует учитывать, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, в исходных районах и в обороне, могут быть подвергнуты воздействию всех известных средств ПсО. Наступающие части и подразделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставляемыми противником на покидаемых позициях, видео- и аудиоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия несмертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эффективными каналами подрывного воздействия противника могут стать: его вхождение в радиосети наших войск в целях их дезинформации, дезориентации, распространения панических слухов; залистование районов привалов, мест нахождения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения; создание видеоэффектов в атмосфере.
Четвертый этап прогнозирования предполагает определение возможных объектов ПсО противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние.
Опыт свидетельствует о том, что в войсках, как правило, выделяются следующие самостоятельные объекты: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; этнические, политические и конфессиональные группы; военнослужащие из пополнения и те, кто длительное время участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и информации и др.
Пятый этап прогнозирования состоит в предвидении возможных действий ПсО противника.
В основе такого прогноза должно лежать глубокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текущего уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем, можно заранее предположить, что специалисты ПсО не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; наличие в частях неопытных командиров; неблагоприятные события и процессы в стране; низкий уровень подготовки войск; просчеты в информировании личного состава; факты дезертирства, предательства; национальные и иные противоречия и др.
Профилактика ПсО предполагает осуществление ряда мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности военнослужащих информационно-психологическому воздействию противника.
Главным здесь является глубокое разъяснение военнослужащим истинных целей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психологических механизмов деформации личности военнослужащего под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю — того боюсь» и «Предупрежден — защищен». Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым.
О том, с какими ухищрениями специалистов ПсО могут столкнуться наши военнослужащие во время войны, может свидетельствовать листовка, психологическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В ней утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течение нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью. Мы гарантируем вам спасение».
Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия. Чем больше будет знать воин о возможных методах и средствах информационно-психологического воздействия противника (в том числе о системах оружия несмертельного действия, генераторах лазерных проекций и др.), тем менее восприимчивым к ним окажется в бою.
Военнослужащие должны быть обязательно предупреждены о принципах подрывной пропаганды противника. Опыт показывает, что противник будет стремиться первым сообщать обо всех событиях, чтобы достичь психологического эффекта «первичности», т. е. более прочного закрепления первой информации о происшедшем. В традициях специалистов ПсО в информационном воздействии на противника перемешивать правдивую информацию с дезинформацией, повышать авторитет своих акций за счет оперирования знакомыми военнослужащим фамилиями, названиями городов, улиц, датами, фактами, путем привлечения мнений известных лиц (политиков, спортсменов, деятелей искусства и культуры и др.). «Испытанным» приемом ПсО является приписывание ответственности за общие неудачи, просчеты, неурядицы конкретным людям (командирам, государственным деятелям и др.) в целях их дискредитации.
Важнейшим профилактическим мероприятием считается перекрытие возможных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав частей и подразделений. Нет сомнений в том, что в боевой обстановке в личном распоряжении военнослужащих не могут находиться многочастотные радио- и телеприемники, аудиомагнитофоны, индивидуальные средства связи и информации. Подобные устройства должны выявляться и изыматься. Вместе с тем, как показывает практика, в боевых условиях в подразделениях целесообразно иметь несколько малогабаритных приемников в прочном корпусе, настроенных на радиопередатчик группировки своих войск.
Не менее важным является и глубокое разъяснение военнослужащим их личной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материалов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим войскам, за несанкционированные и неконтролируемые контакты с гражданским населением и др.
Опыт боевых действий свидетельствует о том, что необходимо тщательно подходить к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей психически неуравновешенных, невыдержанных, с демонстративной акцентуацией характера, трусливых. Их повседневная деятельность должна быть взята под строгий контроль командиров, заместителей по воспитательной работе, непосредственных начальников. Эти люди должны хорошо представлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции, настроения, высказывания как прямое следствие обладания соответствующей информацией.
Во время боевых действий на руку противнику могут неосознанно играть некоторые средства массовой информации своей страны. Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе, психологам необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по общению с представителями СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.).
Срыв ПсО предполагает быстрое выявление средств информационно-психологического воздействия противника, их немедленное подавление и уничтожение. Понимая высокую эффективность «психологического оружия», командиры должны придавать объектам ПсО приоритетное значение при планировании огневого поражения противника, разведывательно-диверсионных действий, мероприятий РЭБ и др.
Опыт организации противодействия информационно-подрывным действиям противника в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях целесообразно иметь специальные подразделения для оперативного сбора и уничтожения листовок, плакатов и других, содержащих враждебную информацию, материалов.
Не менее важным является решительное пресечение командирами любых проявлений слухов, распространения панических настроений, провокационных действий. Части и подразделения, подвергшиеся деморализации, должны надежно изолироваться от войск до момента полного восстановления в них организации, дисциплины и порядка.
Для оказания психологической помощи военнослужащим, подвергшимся психотравматизации, необходимо активно использовать пункты психологической помощи и реабилитации.
Ликвидация последствий ПсО противника предполагает: анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений и частей; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям, дезертирам, определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др.
Эффективность информационно-психологического противодействия выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей ПсО противника, реального морально-психологического состояния войск и складывающейся обстановки; ведется непрерывно и комплексно; учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и др.
Таким образом, ПсО рассматривается в качестве неизбежного явления современной войны, важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. По своей эффективности они сопоставимы с оружием массового поражения.
Защита войск от ПсО противника является важнейшей задачей морально-психологического обеспечения боевых действий войск, прямой обязанностью командиров, штабов, органов воспитательной работы всех уровней. Она предполагает прогнозирование, профилактику, срыв и ликвидацию последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений.
Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы его оптимизации.
Война это не только совокупность ожесточенных столкновений с противником, смертельная опасность и величие героического подвига, постоянная работа ума командиров и самоотверженная инициатива бойцов. Война — это огромный «кусок» человеческой жизни со всеми ее прелестями и коллизиями, с возвышенной любовью и смрадом солдатских портянок, с величайшими гуманистическими традициями человеческого братства и тотальной завшивленностью, кристально чистыми мечтами, надеждами и, нередко, нестерпимым голодом, невозможностью выспаться и т. д. В войне психологически хитро переплетаются экстремальность боевой деятельности и «ненормальная нормальность» повседневного «не боевого бытия» военнослужащих — военно-полевого быта.
От качества быта, его организации во многом зависят моральный дух войск и их боеспособность. Нередко недостаточное внимание к отдельным бытовым факторам (например, нехватка теплой одежды в условиях суровой зимы или плохо налаженное водоснабжение при передвижении по пустыне) чрезвычайно негативно сказывались на ходе боевых действий или приводили к неоправданно большим потерям. Солдатский быт можно отнести к важным слагаемым победы и причинам поражения
Военно-полевой быт — явление не отвлеченное. Он складывается и изменяется под влиянием общественных отношений в воюющем обществе, достигнутого уровня производства, вида боевых действий и используемых средств вооруженной борьбы, культуры командиров, характера взаимоотношений военнослужащих, а также географических, погодно-климатических и иных условий.
Военно-полевой быт отражает в материальной форме отношение общества к воюющей армии и поэтому служит своеобразной «болевой» точкой единения армии и общества. Если в этой точке возникает неблагополучие, оно быстро переносится в сферы управления войсками и боевой деятельности. Выдающийся психолог и социолог Н. Н. Головин еще в начале XX века открыл закон «разложения армии от тыла к фронту», в котором зафиксировал этот феномен. Быт оказывает огромное влияние практически на все стороны жизни участников боевых действий, на формирование образа жизни воинских коллективов и личности военнослужащего, выполняя важнейшие функции.
Логический анализ, обобщение, классификация проявлений бытовых условий на войне и их отражение в научных исследованиях позволяют выделить следующие психологические функции военно-полевого быта:
Потребностная функция состоит в способности быта удовлетворять жизненно важные материальные и духовные потребности участников боевых действий.
С этой точки зрения можно охарактеризовать влияние военно-полевого быта на удовлетворение потребностей участников боевых действий следующим образом: быт на войне так или иначе удовлетворяет все иерархические уровни потребностей военнослужащего — потребность в пище, жилище, комфорте, безопасности, вхождении в социальную группу, уважении, самореализации.
Важность своевременного обеспечения участников боевых действий качественным питанием и водой трудно переоценить. Наполеону, досконально знавшему психологию солдата, принадлежит своеобразная формула, указывающая один из главных путей влияния на него в боевой обстановке: «Путь к сердцу солдата лежит через желудок».Не случайно плохое обеспечение войск продовольствием мгновенно становится козырем в психологических операциях противника. Так, в годы Первой мировой английские специалисты психологической войны выпустили даже специальную листовку, в которой без всякой аннотации приводились суточные рационы английских и германских военнослужащих. Ее действенность оценивалась очень высоко. Недостатки в снабжении войск водой чреваты серьезными сбоями в работе психики военнослужащих. Так, в ходе боев по ликвидации бандформирований, вторгшихся на территорию Дагестана в 2000 г., у ряда наших военнослужащих, отрезанных от источников воды, отмечались галлюцинации, возникали миражи озер и рек.
Эффективность действий военнослужащих на поле боя и их психическое состояние во многом определяются качеством обмундирования. Особенно важными являются такие свойства военной одежды, как хороший теплообмен, защита от дождя и влажности, легкость, удобность, прочность, маскирующие свойства, элегантность, модность. При равных прочих условиях из двух встретившихся в бою противников психологическое преимущество будет иметь тот, кто выглядит молодцевато, лихо. Если обмундирование под дождем впитывает влагу, становится тяжелым, затрудняет движения, сохнет в течение нескольких суток, если ботинки тяжелы, провоцируют потницу, если снаряжение не позволяет удобно разместить носимые боевые средства, это вызывает уныние, досаду, разочарование и т. д.
Не случайно в конце XIX — начале XX в. свойства обмундирования тщательно исследовались и оценивались как важнейший фактор успешности боевых действий войск.
Нередко туалеты выносятся за пределы охраняемых территорий полевых лагерей и хождение в них воспринимается военнослужащими как небезопасное. Туалеты в воинских частях, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, нередко представляли собой сооружения из столбов и мешковины, закрывающей человека до пояса. Военнослужащие, отправлявшие естественную нужду, испытывали чувство дискомфорта.
Между тем, еще в Первую мировую войну в германской армии делались туалеты в виде одиночных кабин — четырехугольных ящиков, опрятных, сколоченных из досок, закрытых со всех сторон, с великолепным, очень удобным сиденьем, сбоку у которых делались ручки для их переноски. Такие туалеты рассматривались не только как уборные, но и как место, где можно уединиться и прочитать письмо из дома, снять эффект «витринности» повседневного военно-полевого быта.
Продолжая психологический анализ военно-полевого быта, необходимо подчеркнуть, что он должен обеспечивать определенный уровень безопасности военнослужащих. Безопасности не только от заболеваний, обморожения, тепловых и солнечных ударов, нападения опасных животных и укусов ядовитых насекомых, но и от противника. Военнослужащий, завершив участие в активных боевых событиях, должен иметь возможность качественно отдохнуть и поспать, чувствуя себя в безопасности.
2. Коммуникативная функция проявляется в способности быта формировать вполне определенную систему общения и отношений военнослужащих, устанавливать и поддерживать систему социальных статусов. Быт во многом определяет степень общности или разобщенности командиров и подчиненных.
Если командиры живут непосредственно с подчиненными, это до определенного уровня психологически объединяет их. Вместе с тем это нарушает имидж некой «особости» командира, наделенности его еще не до конца раскрытыми и понятыми подчиненными интеллектуальными, волевыми, управленческими, боевыми и другими качествами, благодаря которым он признается безусловным лидером. Если же различия в бытовых условиях офицеров и солдат достигают значительных величин, возможно проявление психологической разобщенности. 3. Фрейд, например, считал, что Первую мировую войну Германия проиграла именно из-за ярко выраженных бытовых различий и психологической разобщенности командного и рядового состава.
3.Рекреационная функция связана с возможностью быта структурировать жизнедеятельность военнослужащих на войне, выделяя в ней наряду с боевой активностью периоды «мирной жизни» и тем самым обеспечивая их отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе решения боевых задач.
Реализация этой функции непосредственно связана с режимом жизнедеятельности войск (сочетанием периодов боевой активности/отдыха) и условиями проживания (жилые дома граждан, нежилые помещения административных, спортивных учреждений и учреждений культуры, «кунги», специальные вагончики, блиндажи, землянки, перекрытые щели, пещеры, палатки, шалаши, сооружения из плащ-палаток и т. д.).
Восприятие военнослужащими жилищных условий в боевой обстановке зависит скорее не от их реальных свойств, а от их сравнения с жилищными условиями различных категорий военнослужащих (генералов, офицеров и рядовых) и противника.
Гедонистическая функция заключается в создании возможностей для развлечений, получения наслаждения участниками боевых действий.
Сюда входят концерты художественной самодеятельности и художественных коллективов, встречи с деятелями культуры и искусства, просмотр художественных фильмов, организация работы полевых солдатских и офицерских клубов и т. д.
Функция личностного развития проявляется в предоставлении военно-полевым бытом возможностей для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических и других качеств участников боевых действий.
Важную роль в этом играют деятельность полевых библиотек, радиообслуживание, обеспечение личного состава газетами и журналами, система политического, боевого и правового информирования военнослужащих и др.
Психотерапевтическая функция связана со способностью быта снимать чрезмерное напряжение, тягостные переживания и сомнения, продуктивно разрешать межличностные конфликты участников боевых действий.
Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта.
Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта возможна посредством:
предварительной психологической подготовки военнослужащих к жизнедеятельности в бытовых условиях военного времени;
повышения способности военно-полевого быта реализовать свои психологические функции.
Психологическая подготовка предполагает периодические полевые выходы частей и подразделений, в процессе которых военнослужащие адаптируются к условиям военно-полевого быта. При этом на короткое время создается обстановка, которая но своим отрицательным психологическим свойствам превосходит условия жизнедеятельности в современном бою.
Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что военнослужащие должны обучаться выживанию в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Они должны уметь:
строить временное полевое жилье из подручных материалов (шалаши, перекрытые щели, «норы» и т. п.);
выживать в условиях экстремально высоких и низких температур;
добывать и обеззараживать воду;
готовить пищу из продуктов сухого пайка;
добывать и готовить пищу в условиях индивидуального и группового выживания;
употреблять растения и насекомых, традиционно не относящихся к пищевым;
продуктивно отдыхать и спать по самоприказу и т. д.
Вывод:
Таким образом, военно-полевой быт включает в себя «небоевую жизнедеятельность в боевой обстановке». Выполняя конкретные психологические функции, он является важнейшим фактором морально-психологического состояния и боеспособности войск, а значит — победы и поражения в войне. Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта предполагает предварительную психологическую подготовку военнослужащих к невзгодам и тяготам повседневного бытия в боевой обстановке и целенаправленную работу по реализации его психологических функций.
Девиантное поведение на войне. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в бытовой обстановке. Девиантное поведение на войне.
Постановка вопроса об отклонениях на войне (девиантном поведении) вполне оправдана, поскольку от некоторых девиантных поступков нередко зависит жизнь многих военнослужащих и успех боевых операций (например, от предательства). Другие отклонения оказывают угнетающее (например, самоубийства) или разлагающее (например, мародерство) воздействие на участников боевых действий. Третьи разрушают психическое здоровье воинов, дезорганизуют их взаимодействие (пьянство, наркотизм), вследствие чего значительно возрастает боевая нагрузка на добросовестных участников боевых действий (дезертирство, симуляция и т. п.), и т. д.
Нормальным в боевой обстановке считается поведение, которое осуществляется в правовом пространстве, ориентировано на основные нравственные установления военного времени, не вносит дезорганизацию в деятельность коллектива и не ставит под угрозу жизнь и здоровье самого субъекта поведения и сослуживцев.
Общая классификация девиаций военного времени, построенная на основании их направленности, может иметь следующий вид. Из рисунка видно, что имеют место своеобразные группы девиантных поступков, преследующих различные цели. Так, одни из них ориентированы на получение девиантами личной выгоды в виде удовлетворения идеологических потребностей, реализации идеологических, этнических и религиозных установок, получения материального вознаграждения от противника, изменения в благоприятную сторону условий своего существования, сохранения жизни и др. К этой группе девиаций можно отнести трусость, предательство, добровольную сдачу в плен, мародерство.
Другую группу отклонений составляют поступки, направленные на уклонение от участия в боевых действиях в целях сохранения жизни, здоровья, по идеологическим, религиозным и иным соображениям. Это, прежде всего, дезертирство, симуляция неспособности участия в бою, членовредительство, пьянство, наркотизм и самоубийство.
В третью группу включены девиации, связанные с агрессивными проявлениями личности и направленные на решение тех или иных личностных проблем посредством насилия над местным населением, убийства неугодных сослуживце и командиров и др.
Трусость представляет собой поведение, в процессе которого под воздействием страха попираются как нравственные, так и моральные нормы, создается угроза жизни, социальному статусу субъекта активности либо безопасности других людей.
Трусость не тождественна страху. Страх на войне испытывают практически все психически здоровые люди. Однако обстоятельства боевой обстановки, боевая задача, внутригрупповое распределение боевых функций, возможные трагические последствия и другое не дают участнику боевых действий права подчиниться страху.
Трус же игнорирует все остальные побудители, свое прошлое и будущее, судьбу сослуживцев, исход боя и отдается страху без остатка.
Дезертирство определяется как самовольное оставление военной службы или уклонение от призыва в армию.
Причинами дезертирства могут стать самые различные обстоятельства — от трусости, психологической и профессиональной неподготовленности к боевым действиям до гипертрофированного желания «помочь маме заготовить сено».
Своеобразной формой дезертирства является немотивированный отказ военнослужащего участвовать в боевых действиях, в выполнении конкретной боевой задачи.
В случае «срабатывания» в групповом поведении военнослужащих психологических законов толпы возможно массовое оставление ими поля боя. Особенно остро и массово дезертирство проявляется в периоды общего снижения морально-психологического состояния войск, резкого падения воинской дисциплины, снижения популярности войны и роста антивоенных настроений в обществе, длительного неуспеха (поражения, большие потери) в вооруженном противоборстве с противником.
Учитывая огромный вред, наносимый дезертирством даже отдельных военнослужащих морально-психологическому состоянию войск, их боеспособности, во всех армиях мира принимаются самые жестокие меры по его предупреждению и пресечению (вплоть до расстрела).
Предательство рассматривается как измена интересам и ценностям группы членства, предполагающая возможность нанесения ей серьезного ущерба в пользу интересов референтной группы.
Психологическими «пружинами» предательства чаще всего выступают идеологические, религиозные разногласия с группой членства, различного рода обиды, чувства ненависти, презрения, мести, а также прогнозирование перехода в новую группу (к противнику) как более выгодного в материальном, моральном и других отношениях. Предательство может заключаться в сообщении противнику стратегически и тактически важной информации, проведении акций саботажа, вредительства и др.
Членовредительство заключается в нанесении военнослужащим себе травм, ранений и увечий, позволяющих избежать или прекратить участие в боевых действиях.
Чаще всего главной причиной членовредительства является трусость, болезненное переживание за свою судьбу. При этом избираются такие способы нанесения себе вреда, чтобы они в значительной степени не препятствовали жизни и деятельности в мирных условиях. В этих девиациях часто проявляется логика «меньшего из зол», т.е. спасения жизни за счет увечья. Основные разновидности членовредительства: нанесение себе увечий, самоотравление, самозаражение, самообморожение и др.
Широкий круг способов уклонения объединен под названием «симуляция невозможности участия в боевых действиях». Можно выделить следующие разновидности симуляции:
симуляция соматических заболеваний;
симуляция психических заболеваний;
симуляция выхода из строя боевой техники и оружия;
лжесанитария;
лжеманевр и др.
Симуляция соматических заболеваний заключается в постоянном воспроизведении выученных симптомов, составляющих целостную картину заболевания, дающего возможность симулянту на время или навсегда прекратить свое участие в боевых действиях или в выполнении наиболее опасных боевых задач. Такие военнослужащие регулярно жалуются на боли различной локализации, на неимоверную слабость, на головокружение и др. Они практически «прописываются» в батальонных и полковых медицинских пунктах, требуют глубокого обследования, направления в госпиталь и т. п. У сослуживцев создается образ такого воина как хронически больного человека. Ему постепенно перестают доверять ответственную работу, и постепенно исключают из числа участников активных боевых действий.
Факты симуляции психических заболеваний отмечались еще в древние времена, а в годы Первой и Второй мировых войн приняли массовый характер. В частности, многими исследователями отмечался тот факт, что симулянты быстро «вычисляли», какие симптомы считались врачом конкретного полка показателями психического расстройства, и научались убедительно демонстрировать их. Таким образом, получалось, что в зависимости от теоретической ориентации врача полка из его части демобилизовывались, но психологическим основаниям лица, демонстрировавшие одинаковые симптомы.
Не менее древним видом симуляции невозможности участи в бою является имитация выхода из строя боевой техники и оружия. Так, еще в глубоком Средневековье отмечались факты «перерезания тетивы на арбалетах», в более позднее время выводились из строя личное оружие, орудийные системы и боевая техника.
Лжесанитария. Суть его состоит в том, что симулянты используют для оставления поля боя факт ранения сослуживца. Как правило, находится несколько человек, желающих эвакуировать пострадавшего товарища в тыл.
Нередко в боевой обстановке можно встретить симулянтов, использующих такой прием отлынивания от коллективных действий в бою, как лжеманевр. Как правило, когда после боя начинается уточнение, где был в процессе выполнения боевой задачи такой симулянт, он рисует картину его тактически грамотного расположения на выгодной позиции, эффективного боевого контакта с противником, по существу спасшего боевых товарищей от смерти. На самом деле в бою он не участвовал, а отсиживался в безопасном месте.
Жестокое обращение по отношению к населению, особенно нелояльному по отношению к действующим войскам, является вопросом крайне сложным для нравственной оценки. Если использовать критерии мирного времени, то, безусловно, неактуальную, не вызванную конкретными действиями мирного населения жестокость следует отнести к девиантному поведению. Однако измененная система ценностей и моральных критериев, формирующаяся у участников войны, как бы выводит агрессию к нелояльному населению из перечня девиаций. Особенно это характерно для случаев, когда население ведет активную партизанскую, диверсионную борьбу, совершает террористические акты против войск. Как правило, днем боевики из числа некомбатантов являются мирными жителями (дехканами, рабочими, учителями), а ночью — диверсантами, террористами, партизанами, подпольщиками.
Мародерство представляет собой девиацию, заключающуюся в ограблении трупов.
В основе мародерства могут лежать различные причины. Одной из них является стремление завладеть давно и остро желанной вещью. Другой причиной является общая тенденция личности девианта к наживе. Третья причина связана с интересом владения «вещью с войны». Четвертая причина кроется в стремлении девианта психологически зафиксировать победу, превосходство над поверженным противником. Пятая причина обусловлена такими социально-психологическими явлениями, как традиция и мода накопления личных «трофеев». Общим условием, способствующим развитию этого отклонения, является отсутствие дисциплины в войсках, предельное падение нравов, превращающие войну в грабеж.
Пьянство — чрезмерное употребление спиртных напитков, не достигшее уровня физической зависимости организма от алкоголя. С психологической точки зрения представляет собой явление своеобразной компенсации, попытку психологически выключиться из ситуации смертельной опасности, преодолеть страх, забыть об утратах.
Развитию пьянства на войне в определенной степени способствует официальная позиция военного руководства по этому вопросу, например систематическая выдача личному составу спиртного «для смелости», «для снятия напряженности» и др. В годы русско-японской войны были очень тщательно и добросовестно исследованы влияние алкоголя на боевую эффективность и установлены крайне пагубные последствия употребления спиртного перед боем. В частности, отмечалось, что уже в первые минуты боя у лиц, употребивших алкоголь, возникает состояние, близкое к абстинентному: учащается дыхание, появляется общая слабость, дрожание конечностей, нарушение основных качеств внимания, восприятия, эмоциональных процессов и др. Такой боец видит лишь малую часть поля боя, не может вести прицельный огонь по противнику, не способен точно регулировать свои действия и т. д.
Поэтому против пьянства в боевой обстановке ведут активную борьбу практически во всех армиях мира.
Наркотизм (аддиктивное поведение) — поведение, характеризующееся психической зависимостью от психоактивных веществ. То есть это тот уровень употребления наркосодержащих препаратов и веществ, при котором у человека еще не сформировалась физическая зависимость от них.
Основные причины распространенности этого вида девиаций:
стремление участников боевых действий снизить уровень тревоги;
желание получить удовольствие ;
мотивы гиперактивации .
Среди способствующих факторов выделены: легкость приобретения наркотических веществ ; отрыв от дома ; напряженная боевая обстановка .
Убийство командиров и сослуживцев — представляет собой крайний способ устранения фрустрирующей преграды на пути сохранения или возвышения личностного статуса девианта.
Такие убийства чаще всего происходят тогда, когда командир или сослуживец выступает для девианта в качестве своеобразной внешней инстанции совести, вины, морального судьи, мешающей реализовать какие-либо аморальные или отклоняющиеся от социальной нормы цели.
Самоубийство на войне явление особенное и трудно объяснимое. По существу оно представляет собой форму инфантильного бегства из психотравмирующей ситуации.
Сам факт того, что в ситуации, когда при желании можно практически в любое время расстаться с жизнью геройски, «на миру», оставив по себе добрую память, человек выбирает другой вариант смерти — осуждаемой по вере и по морали, — сложен, противоречив и труден для осмысления. Ведь нередко человек сводит счеты с жизнью именно из-за страха смерти. То есть, боясь быть убитым, человек кончает жизнь самоубийством. Безусловно, имеется множество других причин, по которым человек на войне совершает самоубийство. И их круг весьма широк: от боязни быть уличенным в трусости, предательстве, некомпетентности, совершенном преступлении до страданий, вызванных событиями, происшедшими со значимыми людьми за тысячи километров от линии фронта. Но практически всегда пусковым механизмом суицида является наличие такого внутриличностного ценностно-смыслового кризиса, который человек не может разрешить всеми имеющимися в его распоряжении средствами и который переживается как мощная, эмоционально окрашенная драма.
Таким образом, поведение человека на войне характеризуется не только возвышающими душу героическими поступками и самопожертвованием, но и низменными проявлениями человеческой природы, проявлениями пороков воспитания, деструктивным влиянием социальных и боевых ситуаций. Знание видов и форм проявления девиаций позволяет вести их целенаправленную профилактику и искоренение.
Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в бытовой обстановке.
Среди психологических «пружин» человеческой активности на поле боя важное место занимают суеверия, символика и мифы.
Знание психологических механизмов, функций и форм суеверий, мифов и символов, доминирующих у офицеров и солдат, позволяет правильно строить систему психологического обеспечения боевых действий частей и соединений.
Суеверие — предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил, предзнаменованием будущего.
Очень четко и образно подметил природу суеверия Спиноза. Он подчеркивал: «...Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается»
В связи с этим представляется более верным выделить суеверия в самостоятельное явление, классификационно разместив его между предрассудками, с одной стороны, и неврозом навязчивых состояний, с другой стороны.
В соответствии с принятой нами методологической позицией суеверия представляют собой своеобразный квазиресурс, расширяющий психологические возможности участника боевых действий.
Например, человек, верящий в «волшебную» силу талисмана, может спать более спокойно, не испытывать различного рода фобий, активно действовать в бою до тех пор, пока талисман с ним. И напротив, он практически утрачивает качества бойца в случае его утери.
Суеверия в боевой обстановке манифестируются в формах ношения амулетов и талисманов, предчувствия, загадывания, табу, обязательных для исполнения обычаев, обрядов, ритуалов, молитв, заговоров, мифов, фатализма и т. п.
Используя положения Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дадим определения перечисленным феноменам.
Амулет — предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья.
Очень близким к амулету по содержанию является понятие «талисман».
Талисман — предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. В отличие от амулета талисман больше ориентирован не на обережение человека, а на увеличение его радости, счастья, добра, удачи и т. д.
Амулеты и талисманы бывают «на все случаи жизни» и оберегами от конкретных несчастий. Как средства оберега амулеты использовались участниками боевых действий во все времена.
Загадывание — предположение о наступлении какого-либо события в связи с наступлением или не наступлением другого события.
Как показывает изучение, военнослужащий как бы играет с судьбой и это приносит ему временное удовлетворение. В том же случае, когда загадывание завершается успешно, он получает мощный ресурс спокойствия, уверенности в своей неуязвимости, бесстрашия.
Предчувствие — чувство ожидания чего-нибудь предстоящего и неизвестного. По существу предчувствие представляет собой предположение (допущение события, вероятность появления которого еще не известна), дополненное чувством тревожного ожидания. Подмена предположения предчувствием особенно часто осуществляется в обстановке опасности и нервного напряжения.
Многие воины предчувствуют ранение или смерть. Возможно срабатывают психологические механизмы виктимного поведения, но предчувствия нередко сбываются. Виктимология — область научного знания, исследующая влияние поведения жертвы на формирование причин покушения на нее.
Молитва — текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
В боевой обстановке используются не столько канонические тексты молитв, сколько молитвы, подсказанные мамой, бабушкой, придуманные самими военнослужащими. Часто это собственно не молитва, а обещание Богу верить в него безрассудно и быть его верным рабом, если произойдет или не произойдет то или иное событие.
Обычай — традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Примером обычая, проявляющегося в форме суеверия, является существовавшее в Афганистане правило не допускать военнослужащих, подлежащих замене в ближайшие месяцы, к участию в боевых действиях.
Примета — явление, случай, который в народе, социальной группе считается предвестием чего-нибудь.
Е. С. Сенявская приводит одну из примет, имевшую место в одном из разведывательных батальонов, действовавших в Афганистане. «Если раненый, находящийся в полуобморочном состоянии, притронется к своим гениталиям, значит наверняка умрет»
Ритуал — порядок обрядовых действий, церемониал.
В боевой обстановке многие воины совершают ритуалы при подготовке к бою. При этом строго отслеживается порядок выполнения действий по подготовке оружия, снаряжения, экипировки, к занятию боевой позиции, наличие одних и тех же элементов обмундирования или снаряжения, в том числе давно пришедших в негодность (например, истертая до дыр тельняшка), и т. д.
Обряд— совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Особенно четко соблюдаются на войне обряды приема пополнения, убытия в отпуск, прощания с погибшими товарищами и др.
Табу — запрет (светского или религиозного характера), налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции в виде наказания, болезни или смерти.
Фатализм — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.
Многие участники боевых действий спасаются от травмирующих размышлений о будущем с помощью веры в то, что все решает судьба, которая представляет человеку лишь конкретный случай, когда он может погибнуть, в других же случаях смерть обойдет его стороной. Фатализм на войне поднимается до уровня определенного мировоззрения.
Суеверия и приметы, бытовавшие во время войны в Афганистане, заимствованные из опыта прошлых войн, частично видоизмененные и дополненные «исконно афганскими»:
а) система табу (запретов) на определенные действия накануне боевых операций (не бриться, не надевать чистое белье, не дарить никому своих вещей, не разговаривать на определенные темы);
б) выполнение определенных ритуалов после возвращения с боевых операций («вернулся в часть — посмотрись в зеркало»);
в) традиции и обычаи в отношении погибших (не занимать койку, не убирать вещи и фотографию в течение 40 дней, традиционный третий тост; не носить вещи погибшего, ничего не брать с мертвых, не показывать на себе место,куда ранили другого, и т. п.);
г) хранение амулетов и талисманов (не обязательно религиозных символов, хотя часто талисманами служили ладанки и нательные крестики);
д) молитвы (не обязательно традиционные, часто — у каждого свои, самодеятельные);
е) коллективные привычки, выработанные по принципу целесообразности и в дальнейшем закрепленные традициями боевого подразделения;
ж) придание каким-либо (как правило, выходящим за рамки уставов и инструкций) рациональным действиям дополнительной мистической нагрузки-обоснования;
з) традиции, присущие определенному воинскому коллективу, часто связанные с военной специальностью.
Значимыми механизмами регуляции поведения участников боевых действий являются мифы и символы.
Миф (от греч. mythos — предание, сказание) — повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В них переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления. С точки зрения ресурсного подхода к пониманию психологических возможностей участника боевых действий миф — это разновидность квазиресурса, позволяющего найти веру и мотивацию там, где ее на самом деле нет.
В боевой обстановке они могут возникать как спонтанно и передаваться по каналам неофициальной коммуникации («солдатский телеграф»), так и целенаправленно формироваться органами психологического обеспечения.
Мифы, свернутые в своем содержании, максимально обобщенные, возведенные в ранг общественной или групповой ценности, становятся символами.
Символ (греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) — знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
Символом на войне становятся подвиги сослуживцев, почетные звания, принадлежность к определенной социальной группе (например, Героев России), конкретные победы своих войск, боевые знамена воинских частей, отдельные командиры и т. д.
Учитывая то, что символы воспринимаются как социальная ценность, притягательны и заразительны в эмоциональном отношении, возбуждают желание обладать ими, входить в социальную группу обладателей и, следовательно, способны продуцировать мотивы боевого поведения и повышать боевую активность военнослужащих, командирам, военным психологам следует внимательно изучать спонтанно возникшие и искусственно создавать боевые символы.
Следует внедрять в повседневную боевую жизнь ритуалы, которые трансформировали бы фрустрацию, тревогу, отчаяние (связанные, например, с неуспешным боем, гибелью боевых товарищей и т. д.) в чувство лютой ненависти к врагу, страстное желание отомстить, страх (возникающий, например, при ожидании боя) в высокий наступательный порыв. Эффективными средствами таких трансформаций являются такие ритуалы, как клятвы на могилах боевых товарищей, мобилизующие митинги перед боем и др.
Таким образом, боевое поведение военнослужащих полидетерминировано. В его мотивацию, наряду с широкими социальными, групповыми и индивидуальными мотивами, вплетены суеверия, субъективные продукты осмысления мифов и символов военного времени. Знать и учитывать психологические механизмы и эффекты их проявления значит во многом уметь управлять боевой активностью военнослужащих.
- Оглавление
- Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива.
- «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»
- «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»
- Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости.
- «Научные основы воспитания военнослужащих».
- Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих
- Методы воспитания военнослужащих
- Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
- Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения
- Методы поощрения и принуждения в воспитании
- Частные методы и приемы воспитания
- Основные формы воспитания военнослужащих
- «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
- «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».
- Классификация военнослужащих по степени педагогической трудности (группы и признаки)
- I.Педагогически запущенные
- II.Воспитательно запущенные
- III.Социально запущенные
- I. Этап превентивной деятельности с призывной молодёжью.
- II. Этап приёма и изучения военнослужащих с различными отклонениями в поведении.
- III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
- IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.
- V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.
- «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».
- Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах
- Справочный материал. «Общая характеристика мировых религий»
- Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия
- Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- «Психологическая готовность воина к бою».
- 1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.
- 2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.
- 3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
- «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне».