Роль бессознательных психических процессов в коммуникации деловых партнеров (оговорки, обмолвки, очитки, ослышки).
роль бессознательных психических процессов в коммуникации деловых партнеров (оговорки, обмолвки, очитки, ослышки).
Ошибочные действия по определению Фрейда – это такие психологические акты личности, которые возникают в результате наложения друг на друга различных намерений из которых одно можно назвать нарушенным, а другое – нарушающим. К причинам ошибочных действий Фрейд относит психофизические причины: волнение, возбуждение, усталость, рассеянность и т.д. Они вызывают расстройство внимания и ослабляют направленность к выполняемому действию. Также, по мнению Фрейда, ошибочные действия могут возникать при нормальном состоянии психики, при усилении внимания к выполняемому действию, когда ему придается особое значение. Поэтому причины ошибочных действий следует искать в проявлении особого рода психологических процессов, которые имеют свой собственный смысл и обнаруживают этот смысл при выполнении ошибочных действий.
Все ошибочные действия Фрейд подразделяет на 3 группы: 1. Оговорки, описки, ошибки, ослышки. 2. Разного рода забывания (забывания имен и т.п.). 3. Нечаянное затеривание, запрятывание и ошибки заблуждения.
В ДО могут проявиться все 3 группы ошибочных действий. Оговорки, описки, ослышки возникают на основе нарушения и ослабления внимания, словесных ассоциаций и наложения различных намерений. Оговорки – полноценные психологические акты, имеющие цель, определенную форму выражения и значения. Их особенность состоит в том, что они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, часто противоположного. Оговорки могут свидетельствовать о скрытых намерениях, желаниях делового партнера, а также он может оговориться когда устал, торопится, его занимают другие мысли. Оговорки могут быть: с противоположным смыслом, добавляющие к высказыванию какой либо 2 мысли, оговорки имени, оговорки предвосхищения, связанные с произношением данного слова в длинном высказывании раньше времени.
Описки, ошибки, ослышки возникают при написании разного рода деловых документов. Таким образом, при проявлении ошибочных действий в ДО следует помнить, что они проявляются на бессознательном уровне и связанны с расстройством внимания и т.п.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Деловые коммуникации»
- Бихевиоризм как психология поведения и его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.
- Вербальные барьеры и их реализация в деловой коммуникации.
- Деловые переговоры: основные стадии и стили коммуникативной стратегии.
- Диалог как способ делового общения. «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом общении.
- Документирование в деловом общении: служебные записки и визитные карточки.
- Коллективное бессознательное и его реализация в практике делового общения.
- Морально-психологический климат в рабочей группе: общая характеристика, динамика.
- Особенности манипулятивных технологий делового общения.
- Приемы эффективного слушания делового партнера.
- Проблема межличностного общения в основных направлениях современной психологии.
- Реализация механизмов психологической защиты в деловом общении.
- Роль бессознательных психических процессов в коммуникации деловых партнеров (оговорки, обмолвки, очитки, ослышки).
- Роль в деловой беседе средств невербального общения.
- Роль в деловом общении социально-психологических характеристик партнеров: конформности, идентификации, экстравертированности, интровертированности.
- Роль документационного обеспечения в деловом общении.
- Роль социальных стереотипов в деловом общении.
- Системы психики личности делового партнера и их реализация в практике делового общения.
- Социальная психология и «Деловые коммуникации»: их соотношение и взаимосвязь.
- Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).
- Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловые коммуникации».
- Теория личностных конструкторов Дж. Келли и ее роль в когнитивной ориентации деловых партнеров.
- Типология партнеров по психическим функциям.
- Трансактный анализ делового общения э.Берна.
- Универсальные этические принципы делового общения.
- Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера: «фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам».
- Типы личности и их роль в деловом общении.
- Типология конфликтов.
- Основные правила вербального общения.