Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).
тиль руководства - это способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Характеристика основных стилей руководства: 1) авторитарный стиль, характеризующийся концентрацией власти в руках руководителя. Он принимает решения, не советуясь с подчиненными. Стимулирует людей угрозами и наказаниями. 2) демократический стиль – руководитель позволяет работникам принимать участие в управлении, он не вмешивается в работу, а только контролирует работу на стадии заключения. Он создает ситуацию, в которой люди сами себя мотивируют, так как считает, что работа является вознаграждением. 3) попустительский (формальный) – не вмешиваться в работу подчиненных, которым предоставлена полная свобода в принятии управленческих решений и в контроле за своей деятельностью. Он является только посредником между высшим руководством и подчиненными.
Структура делового общения: перцепция, коммуникация, интеракция.
1.Перцепция – восприятие, т.е. целост. образ др. чел-ка, формируемый на основе оценки его внеш. вида и поведения. Сущ-ет 2 механизма восприятия людей: мех-м в межгрупов. общении относят процесс социальной стереотипизации, суть кот-го заключ. в том, что образ др. чел-ка строится на базе тех или иных типовых схем. Под социал. стереотипом обычно поним-ся устойчив. представление о каких-либо явлениях или людях, свойственое представителям той или иной социал. группы. Психолог. механизмами восприятия и понимания при межличностном общении явл. идентификация – уподобление себя др. чел-ку; эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы др. чел-ка; рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. 2.Коммуникация – обмен инф-цией, значимой для участников общения. Она д.б. эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение след. вопросов: каковы ср-ва коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникат. барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной. Все ср-ва общения делятся на 2 группы: вербальные – по словесному каналу передается чистая инф-ция и невербальные – на их основе раскрывается внут. мир личности, осущ-ся формирование психолог. содержания общения и совмест. деят-ти. 3.Интеракция – взаимодействие. Общение как взаимодействие можно рассм. с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, кот-ые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включ. в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и небх-ти достижения взаимной, а не односторон. удовлет-ти. Анализ взаимодействия при выделении этих 2-х ориентацией позволяет выявить некот. интересные закономерности общения: стратегия «контролера» – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание; стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру.
Сущность вербального общения.
Вербальный уровень. Средства передачи – человеческая речь. Две стороны: техника речи, техника слушанья. Техника речи функционирует на нескольких уровнях: 1) поглаживание, 2) усиленное поглаживание – одобрение, подбор слов позитивной окраски, 3) комплиментарность речи – восхищение похвала, 4) вербальное отражение (прием обратной связи), цель – дать такую информацию, которая поможет понять партнеру, как его поведение влияет на вас, и как вы его воспринимаете. Техника слушанья на уровнях: 1) рефлексивном – обратная связь с говорящим используется для точности восприятия услышанного. 2) нерефлексивный – слушанье молча, изредка подбадривая говорящего.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Деловые коммуникации»
- Бихевиоризм как психология поведения и его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.
- Вербальные барьеры и их реализация в деловой коммуникации.
- Деловые переговоры: основные стадии и стили коммуникативной стратегии.
- Диалог как способ делового общения. «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом общении.
- Документирование в деловом общении: служебные записки и визитные карточки.
- Коллективное бессознательное и его реализация в практике делового общения.
- Морально-психологический климат в рабочей группе: общая характеристика, динамика.
- Особенности манипулятивных технологий делового общения.
- Приемы эффективного слушания делового партнера.
- Проблема межличностного общения в основных направлениях современной психологии.
- Реализация механизмов психологической защиты в деловом общении.
- Роль бессознательных психических процессов в коммуникации деловых партнеров (оговорки, обмолвки, очитки, ослышки).
- Роль в деловой беседе средств невербального общения.
- Роль в деловом общении социально-психологических характеристик партнеров: конформности, идентификации, экстравертированности, интровертированности.
- Роль документационного обеспечения в деловом общении.
- Роль социальных стереотипов в деловом общении.
- Системы психики личности делового партнера и их реализация в практике делового общения.
- Социальная психология и «Деловые коммуникации»: их соотношение и взаимосвязь.
- Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).
- Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловые коммуникации».
- Теория личностных конструкторов Дж. Келли и ее роль в когнитивной ориентации деловых партнеров.
- Типология партнеров по психическим функциям.
- Трансактный анализ делового общения э.Берна.
- Универсальные этические принципы делового общения.
- Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера: «фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам».
- Типы личности и их роль в деловом общении.
- Типология конфликтов.
- Основные правила вербального общения.