logo
дЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ +13 ОТВЕТОВ

Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера: «фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам».

Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера(фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к нам).

Восприятие- это целостный образ другого человека, формирующийся на основе его внешнего вида и поведения.

В ДО важно продемонстрировать уверенность в себе, выдержанность и доброжелательность. Чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок в восприятии. В основе восприятия незнакомых людей лежат механизмы, действующие в межгрупповом общении- стереотипы. Стереотипы часто приводят к ошибкам.

Факторы восприятия людей

- Непохожесть (превосходство). При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходят по многим параметрам. Информация о превосходстве закладывается в одежду или манеру поведения, в них есть элементы говорящие о принадлежности человека к той или иной соц.группе.

- Привлекательность. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам

нравится(внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным, то есть опять-таки переоцениваем многие его личностные характеристики. Привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит соц.харктер.

- Отношение к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Психологи

выявили, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Выход из ошибки – обязательное проведение деловой беседы с целью формирования целостного образа партнера на основе интересующих вас деловых качеств.

  1. Формы делового общения и особенности их реализации в практике делового общения с руководством.

В рамках подхода руководитель-подчиненный предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. С достижением среднего уровня зрелости руководитель все меньше руководит и меньше эмоционально поддерживает, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя.

4 вида отношений в системе руководитель – подчиненный:

1. приказание – оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя – инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.

2. Внушение используется на уровне зрелости сотрудника от среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь важны руководство и поддержка, которые помогут добиться поставленной задачи.

3. Участие эффективно на уровнях зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания, и в такой ситуации требуется психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решений.

4. Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю – делегирование, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.

  1. Фундаментальные психологические теории (общая психология, социальная психология, психология личности).

ДО находится в тесной взаимосвязи с соц.психологией (СП) - она изучает закономерности поведения и деят-ти людей, обусловленных их включ.в соц.группы, классы, нации. СП занимает междисциплинное положение между социологией и психологией. Включенность индивидов в различные соц. группы накладывает отпечаток на модели поведения в тех или иных ситуациях общественной жизни, на хар-р людей, на особенности соц.адаптации, коммуникации и готовности к общению. Знание этого обстоятельства помогает индивидам лучше разобраться в механизме воздействия общения на партнера и др.параметрах ДО с целью рационализации. В соотношении ДО и СП отмечаем 2-е хар-ки: взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако фундаментальное значение имеет СП.

ДО связано с общей психологией (ОП) - это наука о психике. Начало развития ОП связано с именем Вундт в 1879г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Предметом ОП явл. закономерности, возможности и особенности развития и функционирования психики ч-ка. Изучается душа, поведение. ОП выполняет фундаментальную роль по отношению к ДО. ДО связано и с психологией личности - системные психические качества индивида. Знание психики личности помогает осмыслить своего псих.партнера, гак и психол.партнера, когнитивная психология исследует психологические механизмы и способы познания: восприятие и расшифровки информации об окружающей действительности, а также ее организации, хранения и самопоставления с уже хранящейся в памяти информации.

  1. Этапы делового общения: общая характеристика.

роцесс взаимодействия этапы: 1) установление контакта – доброжелательность путем улыбки, наклон головы, выражение глаз. 2) ориентация в ситуации – определение стратегии общения, круг совместных интересов – вызвать интерес в беседе, сориентироваться в ролях. 3) принятие решения – обобщает позиции партнеров и вырабатывает единую точку зрения на события и явления. 4) выход из контакта – ушел с улыбкой.

  1. Стили руководства и их роль в деловом общении.

Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Это понятие отражает устойчивые, постоянные характеристики поведения руководителя, сохраняющиеся в различных ситуациях.

При этом конкретных методов управленческого воздействия существует множество. В аналитических целях различают 3 основных типа: административный (командный), экономический (договорный), социально-психологический. Методы управления каждого типа имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе.

Самой популярной остается типология индивидуальных стилей руководства (Курт Левин): 1. Авторитарный (единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за исполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей). 2. Демократический (признание необходимости коллегиальных способов принятия решений, регулярные обсуждения рабочих проблем, учет мнений и инициатив сотрудников, умеренный контроль за выполнением заданий). 3. Нейтральный или анархический (предоставление возможности делам идти своим чередом, самотеком, уклонение руководителя от принятия стратегических решений, отсутствие четкости в распределении заданий, прав и обязанностей сотрудников, безразличие руководителя к нуждам персонала и критике в свой адрес).