Типы личности и их роль в деловом общении.
Личность – человек, включенный в систему общественных отношений, который формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности.
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей. Существует множество критериев классификации личности. 1. Разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентированы вовне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы вовнутрь). 2. деление по темпераменту: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Под темпераментом понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир.
Холерик. Нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, не обидчив и не злопамятен. Склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель – флегматик.
Сангвиник. Начинает дело с увлечением, но не доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.
Флегматик. Спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Флегматик незаменим при работе с документацией, идеальный бухгалтер.
Меланхолик. Его главная черта – обостренная чувствительность к окружающему миру. Стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности, скрытен. Склонен к замкнутости, к образному мышлению.
Типы модальностей партнеров: визуальный, аудиальный, кинестетический. Особенности их поведения в деловом общении.
1) Визуальный тип – зрительный. Визуал. контакт составляет важн. часть общения. Американ. психологами Экслайном и Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формир. высказывания и трудностью этого процесса. Когда чел-к только формир. мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова, - на собеседника. С пом. глаз передаются самые точн. сигналы о состоянии чел-ка, т.к. расширение и сужение зрачков не поддается сознат. контролю. Если чел-к возбужден или заинтересован чем-то, его зрачки расшир-ся в 4 раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 2) аудиальный тип – слух, звук. Разл. чувства передаются тембром голоса и скоростью речи. 3) Кинестетический тип – поза, жест, походка. Чем выше статус чел-ка, тем непринужденнее поза.
В восприятии партнера выделяют 3 типа модальности: визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы воспринимают через слуховую речь, музыку. Кинестетич воспринимают через состояние своего тела.
Эти особенности в восприятии другого человека создают предпосылки к конфликтам в управлении ими. Нужно учесть факторы: 1. Адекватности восприятия к.с., т.е. достаточно точный, неискаженный личным пристрастием намерение как партнера так и собств. 2. Открытости и эффективности общения, готовности к осуждению проблемы, когда участники честно высказывает свое понимание информации и пути выхода. 3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Деловые коммуникации»
- Бихевиоризм как психология поведения и его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.
- Вербальные барьеры и их реализация в деловой коммуникации.
- Деловые переговоры: основные стадии и стили коммуникативной стратегии.
- Диалог как способ делового общения. «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом общении.
- Документирование в деловом общении: служебные записки и визитные карточки.
- Коллективное бессознательное и его реализация в практике делового общения.
- Морально-психологический климат в рабочей группе: общая характеристика, динамика.
- Особенности манипулятивных технологий делового общения.
- Приемы эффективного слушания делового партнера.
- Проблема межличностного общения в основных направлениях современной психологии.
- Реализация механизмов психологической защиты в деловом общении.
- Роль бессознательных психических процессов в коммуникации деловых партнеров (оговорки, обмолвки, очитки, ослышки).
- Роль в деловой беседе средств невербального общения.
- Роль в деловом общении социально-психологических характеристик партнеров: конформности, идентификации, экстравертированности, интровертированности.
- Роль документационного обеспечения в деловом общении.
- Роль социальных стереотипов в деловом общении.
- Системы психики личности делового партнера и их реализация в практике делового общения.
- Социальная психология и «Деловые коммуникации»: их соотношение и взаимосвязь.
- Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).
- Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловые коммуникации».
- Теория личностных конструкторов Дж. Келли и ее роль в когнитивной ориентации деловых партнеров.
- Типология партнеров по психическим функциям.
- Трансактный анализ делового общения э.Берна.
- Универсальные этические принципы делового общения.
- Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера: «фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам».
- Типы личности и их роль в деловом общении.
- Типология конфликтов.
- Основные правила вербального общения.