logo search
Психология Личности Учебник

3.5.2. Жизненный путь личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути.

Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.

Таблица 50

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

фазы

Возраст

в годах

Общая характеристика фаз жизненного цикла

1

до 16 / 20

нет семьи, профессии, нет жизненного пути

2

16/20–23/30

предварительное самоопределение, выбор супруга

3

23/30–45/50

зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация

4

45/50— 69/70

стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей

5

69 / 70 ...

старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

•  реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

•  самоосуществление – итог жизненного пути.

Теоретические предпосылки данного подхода освещаются в работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева  (1980),  К. А. Абульхановой-Славской  (1991),  И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51). Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

Таблица 51

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву)

Периоды жизни

Проявления личности в процессе жизненного пути

Детство

воспитание, обучение, развитие

юность

обучение, образование, общение

зрелость

профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности

старость

уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи

К. А. Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:

•   соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;

•   соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;

•   разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.