3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
Центральные новообразования ранней зрелости, в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):
• притязания на овладение специальностью (20–24 года);
• притязания на овладение профессией (24–28 лет).
Одним из первых авторов, соединившим взгляды о непрерывности изменений на протяжении всей жизни и предположившим их связь с изменениями потенций внутри личности, а также с отношениями личности и изменяющихся условий окружающей среды и запросов был К. Buhler. Также К. Buhler обратил внимание на роль индивидуального опыта в описании жизненного цикла.
В период ранней взрослости:
• строится собственный образ жизни ,
• происходит усвоение профессиональных ролей ,
• происходит включение во все виды социальной активности ,
• в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.
Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности.
Согласно Э. Эриксону (1968), важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.
Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника. Эти взаимодействия осуществляются в более широком контексте общества и культуры (табл. 47).
Э. Эриксон (1968) считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей.
Таблица 47
Три системы Я-идентичности взрослого человека
Задачи ранней взрослости (R. J. Havighurst, 1953):
• выбор супруга (и);
• подготовка к супружеской жизни;
• создание семьи;
• воспитание детей;
• ведение домашнего хозяйства;
• начало профессиональной деятельности;
• принятие гражданской ответственности;
• нахождение конгениальной социальной группы.
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение