3.3.1.3. Кризис 1 года
Кризисные явления:
• всплеск самостоятельности;
• появление аффективных реакций в общении.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским «автономной» (1984).
Характерные черты детской речи:
• многозначность;
• ситуативность.
Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается, в первую очередь, на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.
Выводы
1. Как бы ни описывалось развитие человека, важно не упускать из виду, что индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. В «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит, с момента рождения, эволюция личности.
2. В период новорожденности у ребенка появляется «комплекс оживления», включающий социальную потребность – в общении. В «комплексе оживления» обнаруживается положительное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества.
3. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. До шести месяцев такое общение имеет ситуативно-личностную, а после шести месяцев – ситуативно-деловую форму (М. И. Лисина, 1986).
4. В контексте общения ребенка со взрослым начинается развитие самосознания детей в его исходных формах.
5. На протяжении первого года жизни у ребенка постепенно складывается «образ самого себя», состоящий из представления о себе и связанного с ним переживания (Н. Н. Авдеева, 1982).
6. Появление у ребенка образа себя позволяет говорить о том, что у младенца формируются предличностные формы. Эти предличностные формы включают в себя совокупность отношений ребенка к себе, другим людям и миру в целом.
7. Центральное новообразование младенческого возраста – формирование потребности в общении со взрослыми.
Вопросы и задания для самопроверки
1. В какой период жизни человека можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных форм поведения?
2. Как развиваются в младенчестве предпосылки к формированию личности?
3. Проведите наблюдения и опишите особенности проявления кризиса одного года.
Темы для рефератов
1. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
2. Динамика развития предличностных образований в младенчестве.
Литература для аннотирования
1. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 213–222.
2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери: Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 80 с.
3. Дольто Ф. На стороне ребенка: Пер. с франц. – СПб.: Изд-во Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.
4. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М., 1982. – С. 62–72.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
6. Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5–63.
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение