2.1.1.1. Аспекты изучения человека
Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей). «Индивид, – как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), – обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».
Человеком рождаются – личностью становятся. Новорожденный ребенок – это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределами общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).
Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.
Таблица 1
Схема психологической макроструктуры человека по Б. Г. Ананьеву
Индивидуальность человека может проявляться в особенностях его ума, чувств, воли по отдельности или вместе взятых. В житейском обиходе нередко приравнивают понятия «личность» и «яркая индивидуальность». С этой точки зрения личностью можно назвать только ярких, оригинальных, талантливых людей, которые оказывают сильное влияние на окружающих глубиной своих чувств, мыслей, поступков. Однако с позиций научной психологии личностью является каждый человек при условии достижения им определенного уровня развития.
2.1.1.2. Человек как элемент в различных системах
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Ответ на вопрос о человеке как «элементе» разных систем, о том, является ли человек существом физическим, биологическим или разумным, не может быть дан до тех пор, пока не указана система , в которой рассматривается человек, и задачи , для решения которых становятся подобные вопросы (табл. 2). Проблема приобретения человеком системных качеств была поставлена и исследована А. Н. Леонтьевым.
Таблица 2
Уровни анализа человека
Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:
• структурно-функциональный (биологический). В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко приспособлены к условиям образа жизнедеятельности вида;
• системно-исторический (общественный). Наряду со структурно-функциональным аспектом анализа системных качеств человека выделяют еще один аспект его изучения в системе общества – системно-исторический. Этот аспект системных качеств отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем, в том числе и «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например, социальные роли раздвигают границы тех систем, в которые она входит.
Человек как «элемент» входит во множество разнопорядковых физических, биологических и социальных систем. Этот аспект системного исследования человека выступает при его изучении в системно-структурном ракурсе. Системно-исторический план изучения человека открывает новые грани видения человека в разных системах и приводит к проблеме изучения его роли в эволюции систем, преобразовании природы и общества.
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение