logo
Психология Личности Учебник

3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio — отождествление).

З. Фрейд ввел в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, является:

•   бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);

•   страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).

Особенности феномена идентификации в психоанализе:

•   имеет чисто эмоциональный характер;

•   является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.

•   рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.

•   структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект – родителями (или замещающими их лицами).

В бихевиоризме идентификация связывается:

•   с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д.   Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц);

•   с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс, У. Эммерих);

•   с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).

Содержание идентификации в бихевиоризме : формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации. Основной функцией идентификации считается приобретение новых уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других.

Структура идентификации включает два компонента:

•   поведенческий,

•   когнитивный.

 Эмоциональный компонент в бихевиоризме игнорируется.

Отечественная психология рассматривает идентификацию на всех уровнях представленности — сознательном и бессознательном, как следствие потребности в общении, как следствие эмоционального «голода». Феномен идентификации в отечественной психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор объекта идентификации и ее функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции.

Феноменологическим признаком идентификации служит наличие эмоционального компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации (Л. В. Попова, 1989).

Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты :

•   поведенческий,

•   когнитивный,

•   эмоциональный.

В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют :

•   формирование самосознания,

•   формирование социально значимых личностных качеств,

•   интериоризацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.

Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Личность – социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.

Развитие личности является непрерывным процессом, включающим на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации. Механизм идентификации не является константным. Он является переменной, зависящей от возраста, от стадий психического развития. Следовательно, мы можем называть личностным новообразованием любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения (В. Н. Шашок, 1999) .

Выводы

1. Феноменологическим содержанием основного механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами.

2. В гуманистических концепциях развитие личности происходит через идентификационные механизмы построения «Я».

3. В бихевиоризме основной функцией идентификации считается приобретение новых готовых форм поведения, которые и составляют развивающий компонент личности.

4. С точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности.

5. Идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения, можно назвать личностным новообразованием.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое идентификация и каковы ее основные функции?

2. Опишите структурные элементы идентифика-ции с позиций их рассмотрения в различных теориях личности. Есть ли в них общие компоненты, что различно?

3. Считаете ли Вы идентификацию главным механизмом в развитии Вашей личности? Попробуйте проанализировать становление Вашей личности с позиций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и отечественных концепций.

4. Что представляет собой «сдвиг мотива на цель» в концепции механизмов развития личности Ю. Б. Гиппенрейтер?

Темы для рефератов

1. Присвоение структуры самосознания через идентификацию в теории В. С. Мухиной.

2. Роль анаклитической и защитной идентификация в развитии личности с позиций психоанализа.

3. Обзор современных исследований возрастных новообразований в детском и взрослом возрасте с позиций рассмотрения основных механизмов развития личности.

Литература для аннотирования

1. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. – 104 с.

2. Попова Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1986. – 16 с.

3. Панферов В. Н. Психология человека. – СПб., 2000. – 160 с.