3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio — отождествление).
З. Фрейд ввел в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, является:
• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);
• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).
Особенности феномена идентификации в психоанализе:
• имеет чисто эмоциональный характер;
• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.
• рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.
• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект – родителями (или замещающими их лицами).
В бихевиоризме идентификация связывается:
• с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц);
• с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс, У. Эммерих);
• с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).
Содержание идентификации в бихевиоризме : формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации. Основной функцией идентификации считается приобретение новых уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других.
Структура идентификации включает два компонента:
• поведенческий,
• когнитивный.
Эмоциональный компонент в бихевиоризме игнорируется.
Отечественная психология рассматривает идентификацию на всех уровнях представленности — сознательном и бессознательном, как следствие потребности в общении, как следствие эмоционального «голода». Феномен идентификации в отечественной психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор объекта идентификации и ее функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции.
Феноменологическим признаком идентификации служит наличие эмоционального компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации (Л. В. Попова, 1989).
Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты :
• поведенческий,
• когнитивный,
• эмоциональный.
В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют :
• формирование самосознания,
• формирование социально значимых личностных качеств,
• интериоризацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.
Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Личность – социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.
Развитие личности является непрерывным процессом, включающим на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации. Механизм идентификации не является константным. Он является переменной, зависящей от возраста, от стадий психического развития. Следовательно, мы можем называть личностным новообразованием любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения (В. Н. Шашок, 1999) .
Выводы
1. Феноменологическим содержанием основного механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами.
2. В гуманистических концепциях развитие личности происходит через идентификационные механизмы построения «Я».
3. В бихевиоризме основной функцией идентификации считается приобретение новых готовых форм поведения, которые и составляют развивающий компонент личности.
4. С точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности.
5. Идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения, можно назвать личностным новообразованием.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое идентификация и каковы ее основные функции?
2. Опишите структурные элементы идентифика-ции с позиций их рассмотрения в различных теориях личности. Есть ли в них общие компоненты, что различно?
3. Считаете ли Вы идентификацию главным механизмом в развитии Вашей личности? Попробуйте проанализировать становление Вашей личности с позиций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и отечественных концепций.
4. Что представляет собой «сдвиг мотива на цель» в концепции механизмов развития личности Ю. Б. Гиппенрейтер?
Темы для рефератов
1. Присвоение структуры самосознания через идентификацию в теории В. С. Мухиной.
2. Роль анаклитической и защитной идентификация в развитии личности с позиций психоанализа.
3. Обзор современных исследований возрастных новообразований в детском и взрослом возрасте с позиций рассмотрения основных механизмов развития личности.
Литература для аннотирования
1. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. – 104 с.
2. Попова Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1986. – 16 с.
3. Панферов В. Н. Психология человека. – СПб., 2000. – 160 с.
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение