3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
Предлагаемая Ю. Н. Карандашевым (1991), модель онтогенетического развития (табл. 33) является попыткой интегрировать частные, разноуровневые модели психического развития в общую теоретическую модель, охватывающую все уровни, начиная от философского и заканчивая регионально-прикладным.
Возрастная периодизация, предложенная Ю. Н. Карандашевым:
• представляет теоретическую модель психического развития;
• имеет графическую или табличную схему в качестве формального аппарата;
3) проецируется на явления, события, факты развития в качестве эмпирического материала; 4) определяет системное представление о природе психического развития.
В основе возрастной функционально-стадиальной периодизации как теоретической модели психического развития личности лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое (интериоризация). Благодаря контакту с социумом к каждой из существующих психических функций через «коммуникативный мостик» пристраивается внешнее, идущее от взрослого генетическое продолжение этой функции, которое превращается затем во внутреннее, психическое новообразование данной функции. И только потом, выступая в качестве общего сомножителя от каждой психической функции, оно приобретает статус самостоятельного существования, превращаясь таким образом в автономную психическую функцию. Она и является началом следующей возрастной стадии психического развития.
По мнению автора:
• функционально-стадиальная модель является моделью, интегрирующей множество подходов к изучению развития человека и решающей множество проблем, не разрешимых ранее;
• исходя из построения модели, можно спроектировать функциональный профиль развития на каждом этапе развития личности;
• данная модель может быть использована как средство проектирования и создания интегральной системы психодиагностики и коррекции психического развития.
Весь онтогенез, в соответствии с данной моделью, может быть разделен на два периода: 1) эволюцию как процесс усложнения поведения индивида и механизм, обеспечивающий это поведение; 2) инволюцию как процесс упрощения поведения и его механизм. Ход эволюции не повторяет инволюцию. Они не имеют четких границ, в то время как одни функции продолжают совершенствоваться, другие функции уже начинают распадаться. Движения эволюции и инволюции взаимно переплетаются. В более раннем возрасте преобладают эволюционные процессы, в более позднем преобладают инволюционные процессы.
Таблица 33
Периодизация онтогенетического развития
Эволюционное развитие индивида делится на два периода:
• пренатальный возраст,
• постнатальный возраст.
Модель Ю. Н. Карандашева рассматривает эволюционный постнаталь-ный период. Анализ возрастных периодов позволил автору выделить парные признаки (эмпирические критерии), которые выражают позицию, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым на определенной ступени развития. Иначе эти признаки называются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым.
Эволюционный постнатальный период разделяется подростковым кризисом 11–12 лет на две части: детство и взрослость. Детство характеризуется зависимостью от взрослого (неспособностью человека самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи взрослых), а взрослость – независимостью, самостоятельностью (притязания на самостоятельное принятие решений и бремя ответственности за них).
Первый критерий функционально-стадиальной модели онтогенетичес-кого развития, пара « зависимость – независимость», образует самый верхний цикл развития. При этом зависимость выступает как левый элемент цикла, независимость – как правый. Переход от зависимости к независимости есть эволюция, обратный переход – инволюция. Ввиду того, что в основе данного критерия лежит обретение социальной независимости, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социальным.
Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эрами развития. Таким образом, в эволюции индивида выделяем эру зависимости (детство) и эру независимости (взрослость). Будучи самым общим циклом развития, он повторяется один раз.
Второй критерий « моноцентризм – полицентризм». Детство (эра зависимости) делится на две части возрастным кризисом трех лет. До трех лет ребенок не способен представлять себя в познавательной позиции другого человека. Это явление автор называет моноцентризмом. После трех лет у ребенка появляется способность мысленно представить себя в позиции другого, и это явление – полицентризм. Движение развития в детском возрасте представляет собой переход от моноцентризма к полицентризму, обратный переход от полицентризма к моноцентризму – это инволюция.
Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эпохами. Каждая эра содержит по две эпохи. Таким образом, в модели рассматривается эпоха моноцентризма в эру зависимости и эпоха полицентризма в эру зависимости. Взрослость (эра независимости) делится на две части возрастным кризисом 28–30 лет. Период от 11–13 лет до 28–30 лет – это эпоха моноцентризма в эру независимости, а с 28–30 лет и до конца эволюционного периода – эпоха полицентризма в эру независимости. Здесь постановка себя на место другого предполагает не только воспроизведение познавательной, но и личностной позиции.
Ввиду того, что в основе данного критерия лежит способность к идентификации, являющаяся социально-психологическим явлением, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социально-психологическим . Данный цикл повторяется дважды.
Третий критерий « субъектная – объектная ориентация». Под субъект-ной ориентацией рассматривается взаимодействие в диаде «субъект – субъект» (общение). Под объектной – взаимодействие в триаде «субъект – субъект – объект» (предметную ориентацию).
Первая половина детства делится на две части кризисом 1-го года жизни: до 1 года наблюдается субъектная ориентация, с 1–3 лет – объектная. Вторая половина детства делится на две части кризисом 7 лет: от 3 до 7 лет – выделается субъектная ориентация, с 7 до 11–13 лет – объектная.
Первая половина взрослости делится на две части кризисом 28 лет. До 20 лет у личности наблюдается субъектная, с 20 до 28 лет – объектная ориентация. Вторая половина взрослости делится на две части кризисом 36 лет. До 36 лет – вновь субъектная, после 36 лет – объектная ориентация.
Этот цикл повторяется четыре раза и соответствует психологическому уровню функционально-стадиальной модели онтогенетического развития. При этом движение от субъектной к объектной ориентации рассматривается как эволюция, а возрастные периоды называются этапами.
На основании рассмотренных трех пар критериев автором производится обозначение возрастных периодов:
• младенческий возраст (до 1 года);
• ранний возраст (1–3 года);
• дошкольный возраст (3–7 лет);
• младший школьный возраст (7– 11/12 лет);
• подростково-юношеский (11/12–20 лет);
• возраст ранней зрелости (20–28 лет);
• возраст средней зрелости (28–36 лет);
• возраст поздней зрелости (более 36 лет).
При этом отмечается, что не возрастной период определяет изменения, а изменения определяют возрастной период.
Четвертый критерий « непосредственность – опосредованность» . Непосредственность рассматривается как установка на прямую интериоризацию факта или явления, а опосредованность – как соотнесение факта или явления с ним подобным.
Данному критерию соответствует психофизический уровень, возрастные периоды называются стадиями, при этом каждый этап состоит из двух стадий. Этот цикл в модели повторяется восемь раз. Движение от непосредственности к опосредованности – эволюционный процесс.
Пятый критерий «когнитивность – активность». Когнитивность рассматривается как пассивное отображение связей окружающей среды, активность – как использование связей окружающей среды.
Данному критерию соответствует психофизиологический уровень, возрастные периоды называются фазами. Каждая стадия содержит по две фазы. Этот цикл в детстве повторяется восемь раз, а взрослый возраст этим уровнем не представлен. Движение от когнитивности к активности рассматривается как эволюционный процесс.
Переход от одного возрастного периода к следующему, по мнению автора, должен иметь толчок, которым является ведущая психическая функция . Процесс ее интериоризации представляется необходимым условием для перехода с предыдущего уровня развития на следующий. Таким образом, именно психическая функция является причиной каждого изменения.
В диаде «возрастной период – психическая функция» ведущая роль принадлежит функции. Для каждого уровня дифференциации имеют место свои функции (социальные, психические и т. д.). Каждая психическая функция имеет свое начало и открывает новую фазу (или стадию) развития.
Таблица 34
Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по Ю. Н. Карандашеву
№ п/п | Возраст | Стадия | Фаза | Продол-жи-тельность | Ведущая функция | Центральные новообразо-вания |
1 | Прена- | герминальный | 0,5 мес. | сегментация |
| |
| тальный | эмбриональный | 1,5 мес. | спецификация |
| |
|
| 1-й фетальный | 3 мес. | оценивание |
| |
|
| 2-й фетальный | 3 мес. | мотивация |
| |
2 | Младен-чество |
| 1 | 8 (пре) – 0,5мес. | отображение | а) сенсорные действия |
|
|
| 2 | 0,5 – 2 мес. | передвижение |
|
|
|
| 3 | 3 – 5 мес. | манипулиро-вание | б) перцептивные действия |
|
|
| 4 | 6 – 8 мес. | имитирование |
|
3 | Раннее |
| 1 | 0,8 – 1,2 г. | соотнесение | а) функциональ- |
| детство |
| 2 | 1,3 – 1,8 г. | обозначение | ные действия |
|
|
| 3 | 1,9–2,2 г. | осмысление | б) замещающие |
|
|
| 4 | 2,3–2,8 г. | замещение | действия |
4 | Дошкольный |
| 1 | 3 – 4 г. | осознание | а) позиционные ролевые действия |
|
|
| 2 | 4 – 5 л. | отношение | б) позиционные |
|
|
| 3 | 5 – 6 л. | понимание | умственные |
|
|
| 4 | 6 – 7 л. | рефлексия | действия |
5 | Младший |
| 1 | 7 – 8 л. | обобщение | а) проективные |
| школьный |
| 2 | 8 – 9 л. | систематизация | действия |
|
|
| 3 | 9 – 10 л. | абстрагирование | б) понятийные |
|
|
| 4 | 10 – 11/12 | схематизация | действия |
6 | Юношество | 1 |
| 12 – 16 л. | автономизация | а) притязания на внешнюю |
|
| 2 |
| 16 – 20 л. | идеологизация | взрослость б) притязания на внутреннюю взрослость |
7 | Ранняя социальная зрелость | 1 |
| 20 – 24 г. | специализация | а) притязания на овладение |
| 2 |
| 24 – 28 л. | профессионализация | специальностью б) притязания на овладение профессией | |
8 | Средняя социальная зрелость | 1 |
| 28 – 30 л. | функционализация | а) притязания на социальной ролью |
| 2 |
| 32 – 34 г. | социализация | б) притязания на овладение социальным статусом | |
9 | Поздняя социальная зрелость | 1 |
| 36 – 40 л. | самореализация | а) притязания на завершенность |
| 2 |
| 40 – 44 г. | самоактуализация | жизненных планов б) притязания на расширение жизненных планов |
Однажды появившаяся функция продолжает развиваться на протяжении всей жизни индивида, видоизменяясь в каждую фазу (или стадию) развития. Последовательный ряд изменений однажды возникшей психической функции называется функциональной линией развития. Возрастной ряд ведущих психических функций представляет собой последовательность ведущих функций, каждая из которых строится на основе предыдущих. Эта последовательность неизменна и постоянна (табл. 34).
Универсальность, охват всего жизненного цикла человека в периодизации Ю.Н. Карандашева позволили взять данную периодизацию за основу характеристики возрастных периодов развития личности в процессе жизненного пути, который будет дан в третьей главе данного учебного пособия.
Выводы
1. Летоисчисление жизненного пути личности включает параметры психологического возраста и личностной зрелости. Каждый из этих параметров имеет свои психологические характеристики.
2. Представители когнитивного направления в понимании развития личности ставят перед собой задачу выяснения, каким образом человек познает реальный мир, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию индивида к окружающей предметной и социальной среде. Ж. Пиаже, изучая закономерности развития мышления у ребенка, он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Л. Колберг основываясь на представлениях когнитивной психологии о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, описал уровни развития морального сознания: доморальный (предконвенциальный), конвенциальной и автономной морали.
3. Психодинамические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон) рассматривают процесс развития личности как генетически предопределенный. В процессе развития человек с необходимостью проходит выделенные исследователями стадии. Согласно этому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении З. Фрейд определяет конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Э. Эриксон, опираясь на концепцию психоанализа, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Развитие личности Э. Эриксон трактует через понятия идентичности и кризисности.
3. Психологическая теория деятельности определяет основу онтогенетической теории развития А. Н. Леонтьева. Автор спроецировал структуру возраста на структуру деятельности. Движущей силой развития в этой теории, выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
4. Д. Б. Эльконин внутри видов ведущей деятельности выделяет мотивационно-потребностную и интеллектуально-познавательную сферы. Развитие личности происходит в процессе разворачивания в едином процессе обеих линий ведущей деятельности, с преимущественным развитием одной из них на каждом возрастном этапе.
5. В основе периодизации Ю. Н. Карандашева лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое, то есть, процесс интериоризации. Ю.Н. Карандашев выделяет уровни развития и дает их характеристики, определяет функциональный профиль развития от пренатального периода до возраста поздней зрелости и далее, до развития процессов инволюции. Развитие личности происходит в процесс разворачивания на каждой фазе или стадии ведущей психической функции, которая является началом следующей возрастной стадии психического развития. Однажды возникнув, психическая функция продолжает влиять на психическое развитие индивида, качественно меняясь на каждой возрастной стадии.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое психологический, социальный, физиологический возраст личности? Идентичны ли эти понятия? Обоснуйте свой ответ.
2. Что представляет собой «временная перспектива личности» во взглядах Б. В. Зейгарник?
2. Думаете ли Вы, что некоторые черты личности – результат фиксации человека на какой-либо стадии либидо, не получившей полноценного развития?
3. Считаете ли Вы, что «расцвет» личности, согласно Э. Эриксону, зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит?
4. Дайте сравнительный анализ отечественных периодизаций развития человека. Что между ними общего, что различно?
5. Личность формируется или развивается? На каких этапах и в каких случаях можно наблюдать преобладание того или иного процесса? Обоснуйте свое мнение.
Темы для рефератов
1. Комплексы, фиксации и их влияние на личностное развитие с позиций психоанализа .
2. Идентичность и деперсонализация.
3. Потребность в общении и развитие личности.
4. Системный подход к изучению формирования и развития личности.
Литература для аннотирования
• Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – 350 с.
• Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
3. Карандашев Ю. Н. Новые подходы к теории психического развития // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 9. – С. 40–45; № 10. – С. 54–61.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 60–101.
5. Обухов Я. Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд. – М.: Российская медицинская академия последипломного образования, 1997. – 18 с.
6. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение