3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
Л. С. Выготский (1984), С. Л. Рубинштейн (1989) и др. представляют самосознание как более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание. Следовательно, в процессе развития личности самосознание возникает значительно позднее, чем предметное сознание. Л. С. Выготский писал: «Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как … «пра-мы» (1984). Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть, сознания дифференцированного и выделенного «Я».
К трем годам у ребенка формируется представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «Я» и т. д.
В течение первых двух лет жизни дети совершают гигантский скачок в самопознании. Согласно результатам исследований М. Льюис и Дж. Брукс-Ганн (M. Lewis, J. Brooks-Gunn, 1979), развитие самопознания у детей проходит ряд стадий:
• Первый этап жизни – от рождения до 3 месяцев. У ребенка наблюдается появление интереса к внешним социальным объектам. Развито чисто эмоциональное различение себя от другого.
• Второй этап – от 3 до 8 месяцев. Закрепляется дифференциация «Я – другой», и ребенок начинает в отдельных ситуациях узнавать себя.
• Третий этап – от восьми до 12 месяцев. Младенец начинает дифференцировать свои отдельные внешние свойства. Данное различение возможно благодаря постоянству черт, по которым воспринимается «самость».
• Четвертый этап – от года до 2 лет. Формируются базовые категории, в которых воспринимается «самость», возраст, пол. «Я» как источник активности консолидируется, и, как следствие, собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через:
• телесные чувствования,
• «образ» тела,
• визуальный образ своего отражения в зеркале,
• переживание своего волеизъявления и способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.
Предпосылки формирования образа «Я» (Р. Заззо, 1967):
• первая – отделение своего тела от предметов окружающей действительности (конец первого года);
• вторая – отделение собственных действий от своего тела (второй год жизни).
Ступени генезиса самосознания (Б. Г. Ананьев, 1948):
• дифференциация человека и вещи,
• отделение себя от своих действий,
• употребление собственного имени,
• переход к местоимению первого лица.
Одним из ключевых моментов раннего генезиса самосознания он считал процесс общения ребенка со взрослым и их совместные действия.
Этапы становления самосознания (С. Л. Рубинштейн, 1989):
1 этап – овладение ребенком собственным телом, возникновение произвольных движений;
2 этап – период начала ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок становится реально относительно самостоятельным субъектом, то есть, он реально выделяется из окружающего мира. Именно с осознанием этого, считает С. Л. Рубинштейн, «и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».
Развитие самосознания происходит в следующем направлении (А. Валлон, 1967):
• ребенок познает окружающую действительность (в частности, других людей);
• затем постепенно начинает выделять себя, как некое постоянное существо;
• в возрасте 3 лет у ребенка появляются определенные представления о самом себе, появляется самооценка.
Д. В. Ольшанский (1986) выделяет следующие этапы становления самосознания:
Первая стадия – нулевая стадия развития «Я» – (0 – 2 мес. – 3 мес.). В конце данной стадии ребенок уже различает внутренние и внешние ощущения.
Вторая стадия – с 2 – 3 месяцев до года. Происходит отделение «Я» от мира. Начинают функционировать первые элементы «Я». На основе физических ощущений появляется ощущение независимости и отдельности «Я».
Третья стадия – эмоционально-действенная стадия развития «Я» – от 8 – 9 месяцев. Самостоятельное «Я» ребенка осваивает окружающую действительность.
Четвертая стадия – речевая стадия развития «Я» – к этому времени ребенок овладел собственным телом, возникли произвольные движения, он самостоятельно передвигается в пространстве, появились первейшие элементы самообслуживания.
Американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон (1987) выделяют в раннем возрасте целый ряд форм поведения, свидетельствующий о формировании самосознания. К ним относятся такие компоненты, как влияние на поведение других людей, развитие и проявление чувства собственности, способность понимания эмоционального состояния других – чувство эмпатии, половая идентификация.
В исследовании И. И. Раку (1992), посвященному изучению становления генетически исходных форм самосознания в раннем возрасте, рассматривается вопрос возникновения и развития образа самого себя. Данные исследования показали, что уже к концу второго года жизни можно констатировать сформированность основных структурных компонентов образа себя, причем на протяжении раннего возраста развивается преимущественно когнитивная часть образа. Под влиянием нарастающего индивидуального опыта расширяются знания ребенка о себе, интенсивно формируется периферия образа.
И. И. Раку выделил четыре качественных этапа становления образа себя на протяжении раннего возраста:
Первый этап – 1 г. – 1 г. 6 мес. Наблюдается изначальное становление образа себя. Образ себя еще недостаточно сформирован, аморфен, не все компоненты до конца оформлены, в структуре образа себя преобладает аффективный компонент, а знания о себе слабо представлены. Начинает формироваться периферическая структура образа себя. Происходит выделение и узнавание своего физического облика, самоузнавание в зеркале и на фотографиях; на периферию образа фокусируются знания о себе как субъекте действий (50%); о себе как владельце определенных вещей; появляются знания о себе как принадлежащему к определенному полу: как о мальчике или девочке (20%); накапливаются знания о себе: «Я хороший» (20%); развивается чувство сопереживания, которое затем перерастает в чувство эмпатии (20%).
Второй этап – 1 г. 6 мес. – 2 г. Происходит более четкая дифференциация структурных образований образа себя — дети безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии (90%); развиваются знания о себе как о мальчике или девочке (половая идентификация (80%); чувство эмпатии (70%); появляется чувство собственности: «Это мои игрушки» (100%). Таким образом, на этом этапе происходит консолидация знаний ребенка о себе.
Третий этап – 2 г. – 2 г. 6 мес. Констатируется сформированность всех образований в структуре образа себя, позволяющих сделать вывод о том, что в этом возрасте складываются исходные предпосылки самосознания в онтогенезе.
Четвертый этап – 2 г. 6 мес. – 3 г. На этом этапе резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в формировании образа себя. В рамках практической деятельности дети получают и расширяют знания о своих возможностях в области овладения специфическими действиями с предметами, навыками самообслуживания и т. п. Происходят не только количественные, но и качественные изменения целостного образа себя, что обостряет чувствительность ребенка к успеху и неуспеху своих действий, сопровождается зарождением аффективных форм поведения.
Таким образом, в период раннего детства происходит развитие первичных форм самосознания через осознание себя как отдельного субъкта, как уникального «Я».
- Белановская о. В. Психология личности
- 1. Программа курса «психология личности»
- Примерное распределение учебных часов
- 2. Основы психологии личности
- 2.1. Начала психологии личности
- 2.1.1. Предмет психологии личности
- 2.1.1.1. Аспекты изучения человека
- 2.1.2. Цели и задачи психологии личности
- 2.1.3. Классические понятия психологии личности
- 2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития
- 2.1.3.2. Среда и наследственность
- 2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию
- 2.1.3.4. Социализация
- 2.1.3.5. Поведение и переживание
- 2.1.3.6. Мотивы и мотивация
- 2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
- 2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации
- 2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, я-концепция
- 2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- Структура сознания по з. Фрейду
- Структура сознания по л. С. Выготскому
- Структура сознания по а. Н. Леонтьеву
- Структура сознания по в. П. Зинченко
- 2.1.3.7.2. Современные исследования я-концепции
- Темы для рефератов
- 2. 1. 4. История психологии личности
- 2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период
- 2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)
- 2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности
- 2.2. Теории личности
- 2.2.1. Психоаналитические теории личности
- 2.2.1.1. Классический психоанализ з. Фрейда (1856 – 1939)
- Стадии развития личности по з. Фрейду
- 2.2.1.2. Аналитическая теория к. Г. Юнга (1875–1961)
- 2.2.1.3. Индивидуальная теория личности а. Адлера (1880 – 1937)
- 2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:
- 2.2.2. Бихевиористические теории личности
- 2.2.2.1. Теория оперантного научения б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
- 2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности а. Бандуры (род. В 1925)
- 2.2.3. Гуманистические теории личности
- 2.2.3.1. Гуманистическая теория личности а. Маслоу (1908 – 1970)
- 2.2.3.2. Феноменологическая теория личности к. Р. Роджерса (1902–1987)
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направления в изучении личности
- 2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)
- 2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности
- 2.2.4.2.1. Теория черт г. Олпорта (1897 – 1967)
- 2.2.4.2.2. Факторная модель личности р. Кеттелла (род. В 1905)
- 2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности в. А. Ядова (род. В 1929)
- 2.2.5. Теории социализации
- 2.2.5.1. Культурно-историческая концепция л. С. Выготского (1896 – 1934)
- 2.2.5.2. Подход к проблемам личности с. Л. Рубинштейна (1889 – 1960)
- 2.2.5.3. А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903 – 1979)
- 1.2.5.4. Системная модель личности б. Г. Ананьева (1907 – 1972)
- 2.2.5.5.Концепция персонализации а. В. Петровского (род. В 1924)
- 2.2.5.6. Структура личности н. И. Рейнвальд
- 2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности
- 2.2.6.1. Компоненты теорий личности
- 2.2.6.2. Функции теорий личности
- 2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
- 2.3. Методология и методы психологии личности
- 2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
- 2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
- 2.5.3. Принципы изучения личности
- 2.3.4. Методы изучения личности
- 2.3.4.1. Метод наблюдения
- 2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
- 2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
- Тестовые методы исследования личности
- 2.3.4.4. Метод эксперимента
- Экспериментальные методы исследования
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- 2.3.4.6. Проективные методы
- 2.3.4.7. Корреляционный метод
- Темы для рефератов
- Литература для аннотирования
- 3. Жизненный путь личности
- 3.1. Периодизация развития личности
- 3.1.1. Психологический возраст личности
- 3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже, л. Колберг)
- 3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)
- 3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (а. Н. Леонтьев, д. Б. Эльконин)
- 3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (ю. Н. Карандашев)
- 3.2. Механизмы развития личности
- 3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
- 3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
- 3.3. Детство
- 3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве
- 3.3.1.1. Новорожденность
- 3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
- 3.3.1.1.2. Возрастные новообразования
- 3.3.1.2. Собственно младенчество
- 3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. Пренатального – 8 мес. Постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации ю. Н. Карандашева).
- 3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка
- 3.3.1.3. Кризис 1 года
- 3.3.2. Становление личности в раннем возрасте
- 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)
- 3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы
- 3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания
- 3.3.2.4. Кризис 3 лет
- 3.3.3. Развитие личности дошкольника
- 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
- 3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
- 3.3.3.3. Формирование самосознания
- 3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
- 3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
- 3.3.3.4. Кризис 7 лет
- 3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- 3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте (7–11/12 лет)
- 3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
- 3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника
- 3.4. Взрослость
- 3.4.1. Развитие личности подростка
- 3.4.1.1. Пубертатный кризис
- 3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка
- 3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте
- 3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
- 3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
- 3.4.3. Критерии сформировавшейся личности
- 3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- 3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
- 3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости
- 3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
- 3.5. Проблемы жизненного пути личности
- 3.5.1. Жизненная стратегия личности
- 3.5.2. Жизненный путь личности как проблема
- 3.5.3. Методы исследования жизненного пути
- 3.5.4. Признаки остановки в личностном росте
- 3.5.5. Защитные механизмы личности
- 4. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Предмет психологии личности
- Тема 2. Классические понятия психологии личности
- Тема 3. История психологии личности
- Тема 4. Теории личности
- Тема 5. Методологические проблемы психологии личности
- Тема 6. Механизмы развития личности
- Тема 7. Проблемы жизненного пути личности
- 5. Примерная тематика лабораторно-практических занятий по курсу «психология личности»
- Тема 1. Изучение личностного поведения мотивации, сознания и самосознания в психологии личности
- Тема 2. Развитие предличностных образований в период новорожденности и младенчества
- Тема 3. Развитие личности в раннем возрасте
- Тема 4. Развитие личности в дошкольном детстве
- Тема 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Тема 6. Развитие личности подростка
- Тема 7. Развитие личности в юношеском возрасте
- Тема 8. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте
- Заключение